• Главная
  • >
  • За связь без брака и информацию без агитпропа

За связь без брака и информацию без агитпропа

28.06.2014

 

День 28 июня для казахстанских журналистов и СМИ как бы и не праздничный, однако в совсем ещё недавнем прошлом, с с 1997-го по 2011 годы, мы полтора десятилетия официально отмечали День казахстанской прессы. И вдруг в конце 2011 года согласно новому законоадтельному акту о праздниках и праздничных датах возник День работника информации и связи, не имеющий единой даты, а лишь плавающее «последнее воскресенье июня».


Многие оценили это как унижение казахстанской журналистики со стороны власти – дескать, уравняли с почтовиками и операторами сотовой связи, отказали журналистам в признание творческого статуса их (нашей) профессии. Очень возмодно, что высшей властью оно именно так и было задумано и исполнено, однако не будем забывать и о другой стороне дела, о которой эта самая высшая власть кдва ли догадывается. Ибо настоящий журналист по любому является работником не только сферы информации, но равно и связи – двусторонней связи между обществом и властью, а главное – общественного контроля общества над властью.

Другое дело, что даже и в те времена, когда 28 июня День казахстанской прессы отмечался как государственный праздник, он оставался для прессы негосударственной и независимой от власти «праздником со слезами на глазах» – точь-в-точь как пелось в известной советской песне о всенародном празднике Победы. Вот только кто же выходил победителем из многочисленных боестолкновений власти с независимыми от неё СМИ? Увы, не пресса и не журналисты, и уж тем более не читатель-телезритель.

Юго-восточный дрейф из весны в лето

Начнём с того, что за последние 20 лет это уже третий по счёту табельный день, установленный для казахстанских журналис­тов, и это если не считать советского Дня печати, отмечаемого 5 мая и поминаемого в ряде отечественных масс-медиа даже и много позже 1991 года. Первый же собственно казахстанский День печати, отмечаемый 10 мая, был установлен в 1992 году, но в 1997-м заменён июньским Днём прессы, который спустя полтора десятилетия обратили в День работника информации и связи.     

Небезынтересно и весьма поучительно будет вспомнить, как профессиональный праздник дрейфовал по календарному морю из весны в лето, а по географической карте – с северо-запада на юго-восток. Исходный советский празд­ник был привязан к дате основания главной, как тогда официально считалось, газеты страны и одновременно главного партийного (КПСС) органа – газеты «Правда», первый номер которой вышел 5 мая 1912 года в Петербурге. Затем нам была предложена в праздниковом качестве дата основания малоизвестной даже специалистам газеты с длинным названием «Туркестан дала улаяттын газетти», первый номер которой вышел 10 мая 1870 года в Ташкенте. И наконец, с 1997-го по 2011 годы мы праздновали в день принятия закона «О печати и других средствах массовой информации» депутатами Верховного Совета Казахской ССР 28 июня 1991 года в Алма-Ате.

Как нетрудно заметить, путь из Петербурга в Ташкент лежит с северо-запада на юго-восток, а путь из Ташкента в Алма-Ату (Алматы) – с запада на восток – вот вам и юго-восточный дрейф, а календарный дрейф от 5-го к 10-му мая, а от него к 28-му июня пролегает из весны в лето. Причём летняя часть дрейфв могла быть продолжена (из июня – в июль), а юго-восточный маршрут мог быть сменён на северо-западный (из Алматы – в Астану), если бы депутаты Мажилиса первого созыва, принимая 23 июля 1999 года новый Закон о СМИ, постановили бы очередной раз перенести «красную дату». Тем более что тот закон-1999 действует и поныне, правда, утяжелённый в обоих смыслах этого слова законами о поправках 2001-го, 2005-го и 2006 годов, а также целым рядом неудавшихся попыток ещё и to раз его поправить. 

Год 1996-й из года 2014-го – это далеко или близко?

Представляется небезынтересным вспомнить здесь о двух журналистских «тусовках», которыми был отмечен будущий (теперь уже бывший) День прессы ровно за год до его официального учреждения. Полтора десятилетия – это ведь и очень много, и очень мало: иных уж нет, а те далече, одни участники тех событий поменяли личный статус с верхнего на нижний или наоборот, а политическую ориентацию – с властной на оппозиционную или наоборот. Одни проблемы, обсуждаемые тогда, сейчас кажутся незначительными (типа «нам бы нынешним проблемы нас тогдашних»), зато другие проблемы никуда не делись (типа «две тыщи лет прошло, а как будто только что вышел»). Впрочем, судите сами.

28-29 июня 1996 года тогдашнее руководство Национальное агентство по делам печати и массовой информации во главе с Алтынбеком Сарсенбаевым провело в предгорном санатории «Берёзки» мероприятие под названием «Республиканская летучка главных редакторов» с участием 50-ти казахстанских СМИ. В итоговом обращении полсотни редакторов призвали главу государства не только учредить государственный праздник для журналистов, но и ставили ряд вопросов об отмене НДС на печатную продукцию, полиграфию и почтовые услуги и прочее в том же духе. Какие из этих проблем разрешились сами собой с развитием рынка как такового, а какие актуальны и по сей день – небезынтересен был бы разбор экономистом или менеджером в области СМИ, каковым автор этих строк, увы, не является.

Также 28-30 июня 1996 года существовавшая в те годы журналистская организация Международный центр журналистики «Акбар» при организационном и финансовом содействии акима тогдашней Семипалатинской области Галымжана Жакиянова провела на берегу озера Алаколь первый и последний в своём роде Республиканский журналистский симпозиум. Алма-атинские и семипалатинские журналисты числом 25 человек, представлявшие 20 различных СМИ и 5 организаций, в своём итоговом обращении заявили (приводим этот недлинный документ полностью на правах одного из авторов того заявления):

1. Анализ общественно-политической обстановки в Казахстане по­казы­ва­ет, что средства массовой информации остаются практически единственным институтом демократии в стране.

2. Сегодня в республике однозначно реанимируется цензура, всё чаще наблюдается политическое и экономическое давление на журна­­листов и СМИ.

3. Мы требуем неукоснительного соблюдения законного права жур­на­лис­тов на получение информации, что сегодня повсеместно нарушается.

4. Современная практика показывает, что многие положения принятого пять лет назад и действующего поныне закона Казахской ССР «О печати и дру­гих средствах массовой информации» устарели. Мы вправе рассчитывать, что депутаты высшего законодательного орган­а примут новый закон, отвечающий нормам демократии и здравого смысла.

5. Особую озабоченность вызывает финансовое состояние казахстанских СМИ. Существующее налоговое законодательство не оставляет никаких шансов для их нормальной жизнедеятельности. Мировая же практика показывает, что к масс-медиа применяется щадящий налоговый режим — в частности, в России они уже освобождены от налогов на прибыль и добавленную стои­мость.

6. Проект закона Республики Казахстан «О рекламе» в предло­­жен­­ной ре­дакции в случае его принятия резко ограничит жизнеспособность СМИ и не позволит им в полной мере выполнять свой профессиональный долг. Так называемые «заказные» рекламные мате­ри­алы являются необходимой частью дея­тельности масс-медиа, если только они не противоречат требованиям профессиональ­ной журналистской этики.

7. Мы приветствуем здоровую конкуренцию между средствами массовой информации, основанную на правилах честной игры.

Видя необходимость принятия серьезных решений, мы готовы не только говорить об этом, но и действовать.

оз. Алаколь, 29.06.1996   

От июня к июню, от закона к закону

Четвёртый пункт Алакольского обращения аукнулся через три года – весной 1999-го, когда был опубликован проект второго казахстанского Закона о СМИ. Однако соль законопроекта была отнюдь не в модернизации устаревших положений закона-1991, а скорее в закреплении целого ряда законодательных новаций 1997-99 годов, касающихся прессы и, как правило, ограничивающих её свободу (из принятых в те годы законов о языках, о национальной безопасности, о государственных секретах etc.). После довольно активного обсуждения новый закон был принят 23.07.1999 и в своей основе является действующим и по сей день.

Не припомню, чтобы кто-нибудь называл этот закон отвечающим нормам демократии и здравого смысла» (характеристика-пожелание из того же пункта Алакольского обращения), хотя не припомню и тотального отторжения этого законодательного акта как такового. Зато самые веские основания для такого отторжения появились через полтора года, зимой 2000-2001 гг., когда теперь уже Министерство культуры, информации и общественного согласия, возглавляемое Мухтаром Кулмухаммедом, подготовило знаменитые поправки к закону о СМИ, вызвавшие бурю негодования и самой резкой критики со стороны журналистских и правозащитных организаций и даже небольшой голосовательный кризис в Мажилисе. Последний, впрочем, легко разрешился после публично высказанной поддержки законопроекта главой государства: мажилисмены, а потом и сенаторы  проголосовали, а президент подписал его 3 мая 2001 г., аккурат во Всемирный день защиты свободы прессы.

А ещё через два с половиной года, в ноябре 2003-го правительство выставило проект нового, третьего по счёту Закона о СМИ, по своему антиСМИ­шному настрою превзошедшего даже легендарные поправки 2001 года. И этот проект был встречен сокрушительной критикой со стороны журналистов и правозащитников, ответом на каковую критику стало ещё более сокрушительное проталкивание законопроекта через парламент. И опять, как и ранее в 2001-м, весной 2004-го сначала Мажилис, а потом и Сенат принимают этот закон, и лишь Конституционный совет признаёт в нём незаконными отдельные положения, на основе чего президент РК демонстративно и театрально, открывая очередной Евразийский медиа-форум, накладывает вето на репрессивный законопроект.

Что это было?.. только ли президентский пиар, или также и результат нашей борьбы против «закона-ужастика» – какая-никакая, но всё ж таки победа здравого смысла? На эти вопросы вряд ли возможен ответ-утверждение, возможны лишь ответы – оценочные характеристики в духе «я так полагаю, что…». Однако не сразу и не всеми было замечено, что под шум и гром «безъязыких разговоров», то есть наших дискуссий с министерскими лоббистами этого закона был почти бесшумно принят Кодекс об административных правонарушениях, в котором 11 статей посвящены специально журналистам и СМИ (для сравнения: в Уголовном кодексе имеется 6 «журналистских» статей).

Эти достижения 2004 года были усилены весной 2005-го принятием «пакета по нацбезу» – целого комплекса изменений и дополнений во множество законодательных актов, каковые репрессивные новеллы призваны максимально усилить национальную безопасность государства, видимо, впавшую в угрожаемое состояние после «цветных революций» в странах СНГ.

Журналистское законотворчество особой строкой

Особой строкой в истории медийного законодательства стоит мимолётный эпизод осени 2004 года, связанный со вторым министерством Алтынбека Сарсенбаева, когда он вторично – и как оказалось, очень ненадолго – занял пост главы Мининформа, уже будучи не госчиновником, каким он был в своё первое министерство 1993-2000 годов, а сопредседателем оппозиционной Демократической партии «Акжол» – одной из ветвей исходного движения «Демократичес­кий выбор Казахстана».

Для дальнейшей работы над законопроектом «О свободе информации» была создана рабочая группа необычного состава – из примерно равного числа руководителей журналистских организаций и редакторов провластных и оппозиционных СМИ. Правда, группа так и не заработала толком по причине столь же скорой отставки старо-нового министра, уже ступившего на ту дорогу, что привела его на окровавленный снег 11 февраля 2006-го. Проект же закона не просто о СМИ, а гранатиях свободы СМИ был тихо похоронен ещё до физической гибели инициатора его разработки.

Репрессивные законы и митингующие журналисты

Регулярное появление антиСМИшных законопроектов требовало от журналистов, журналистских и правозащитных организаций не только экспертно-правовой и публицистической (анализ проектов, выступления в прессе) и организационно-конференциальной (круглые столы, конференции, общественные слушания), но и организационно-митинговой деятельности, в которой сложилась своего рода традиция.

Журналисты-организаторы подавали в акимат южной столицы заявки на проведение митинга на площади Чокана Валиханова – у памятника первому казахскому публицисту, акимат же с завидным постоянством (в 2004 году ещё при Храпунове, в 2005-м и в 2006-м – при Тасмагамбетове, в 2009-м уже при Есимове) отказывает в «Чоканке» и посылает заявителей митинговать «за Сарай». Иными словами, в окраинный «сквер-гетто Демократии» позади кинотеатра «Сары-Арка», под сенью перемещенных из центра города памятников Ленину и Калинину – пребольших ценителей и защитников свободы слова и прессы.

Журналисты возмущаются, плюются (хорошее место для митингов за свободу прессы – у памятника автору «Декрета о печати» от 26 октября 1917 года, запретившего чохом все оппозиционные его партии газеты!), но что делать – проводим митинг там, где разрешено. У нас же, вопреки здравому смыслу, действует принцип «что не разрешено, то запрещено», а не наоборот, как было провозглашено ещё в годы перестройки – вот бы где тоже поменять разрешительную систему на уведомительную…

Первый такой митинг был зимний и проходил 7 февраля 2004 г. – выступали против того проекта Закона о СМИ, что был принят обеими палатами парламента, но потом отвергнут президентским вето. Второй митинг был весенний и проходил 22 апреля 2005-го – выступали против законодательных новаций из «пакета по нацбезу». В 2006 году митинг 24 июня получился летним, как бы посвящённым предстоящему Дню казахстанской прессы, а выступали против законопроекта о поправках имени министра Ертысбаева.

Из всех тех трёх митингов приведём здесь текст резолюции последнего из вышеупомянутых митингов «О законодательных ограничениях свободы слова»:

Мы, участники митинга, выражаем свой протест против антиконституционных ограничений свободы слова.

Мы – за свободное развитие медиа-рынка, за то, чтобы у нас было больше хороших и разных газет, телекомпаний и радиостанций.

Мы – за свободное получение и распространение любой не ограниченной законом информации. Общество имеет право знать, критиковать и обсуждать.

Долой чиновничьи препоны свободному слову!

Нет – запретам на профессию!

Нет – запретам на названия СМИ!

Нет – запретам на свободную мысль!

Требуем отклонить реакционный законопроект Министерства информации!

г. Алматы, 24.06.2006

Митингующие вопреки запрету и вовсе не митингующие

А ещё через три года после завершения трёхлетней февральско-апрельско-июньской эпопеи 2004-2006 годов с разрешёнными «за Сараем» митингами в защиту свободы прессы журналистские организации и редакции независимых СМИ получили в середине июня 2009 года акиматовский отказ в проведении митинга даже и за «Сарыаркой». И тогда защитники свободы прессы вопреки запрету собрались не просто в центре города, а прямо на «президентской трассе» – улице Фурманова, на площадке у крыльца Национального пресс-клуба и прилегающем к нему тротуару.

Будучи как участником того митинга, так и автором репортажа о нм на интернет-сайте Бюро по правам человека, перечитал сейчас тот репортаж трёхлетней давности и хочу воспроизвести фрагменты из него – тем более, что ни в следующем и через-следующем годах ничего подобного не проводилось, ни в текущем году не намечается.

«Мы выступаем против зажима свободы прессы и выражаем солидарность с жертвами этого зажима!» – таков был лейтмотив празднования Дня казахстанской прессы-2009 алматинскими журналистами, правозащитниками и политичес­кими активистами.

Днём ранее на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе было заявлено о намерении и готовности публично отметить наш профессиональный праздник именно здесь вопреки запрету акимата, и вот с утра 24 июня на площадке перед зданием пресс-клуба, как и было обещано накануне, собрались защитники свободы прессы в Казахстане числом около ста человек. С другой стороны (в данном случае можно даже сказать – с другой стороны баррикады) присутствовали около полусотни силовиков в форме и штатском. Позади здания пресс-клуба, аккурат возле Дома-музея Д.А. Кунаева, в окружении ещё одного десятка полицейских дежурил автобус с затенёнными боковыми стёклами, в котором обычно после «несанкционированных» митингов или пикетов увозят их участников.

Как это обычно бывает у нас в начале любого митинга или пикета, к собрав­шимся гражданам обратился спецпредставитель прокуратуры, который зачитал по бумажке стандартное «Предостережение о недопустимости нарушения закона». Ответом г-ну прокурору были многочисленные возражения по поводу квалификации происходящего действия: акимат отказал в проведении митинга на площади Чокана Валиханова и за кинотеатром «Сарыарка», а здесь находятся офисы Национального пресс-клуба и Союза журналистов Казахстана, возле которых мы, журналисты, собрались отметить свой профессиональный праздник. Прозвучало даже такое забавное сравнение, обращённое к сгрудившимся за прокурорскою спиною полицейским: вчера, 23 июня вы отмечали свой профессиональный праздник – День казахстанской полиции, и мы вам в этом не мешали, а сегодня мы отмечаем свой праздник, почему же вы нам мешаете?

Не слушая этого резона, несколько полицейских набросились на одну из групп участников празднования и попытались отобрать у них плакат с сатирическим изображением мажилисмена Ромина Мадинова. Напомним, это самый известный сегодня в Казахстане искатель денежных компенсаций от СМИ за «моральный ущерб»: недовольный своим титулованием на страницах газеты «Тасжарган», он потребовал с газеты сатисфакции на 300 млн. тенге. Чуть позже он получил от суда удовлетворение сначала на 3, а потом и на 30 «лимов», в результате чего издание оппозиционной газеты было прекращено.

Охота полицейских за «нецензурными» плакатами захлебнулась так же неожиданно, как и началась. То ли возымел своё действие эмоциональный монолог публициста Виктора Ковтуновского, который советовал помощнику прокурору и офицерам полиции обязательно приобрести завтрашние номера газет со своими лицами на фотографиях и сохранить экземпляры для детей и внуков, то ли кто-то из полицейских начальников получил по рации приказ отступить на заранее подготовленные позиции. Так или иначе, но полицейские отошли к обочине улицы Фурманова и выстроились вдоль кромки проезжей части, как бы предотвращая попытки участников акции перегородить движение транспорта (правда, они этого делать и не собирались).

Участники же акции протеста и солидарности частью сгрудились на площадке у дверей пресс-клуба, частью выстроились вдоль тротуара с развёрнутыми плакатами. Главную идею проходящей акции наиболее обще выражал, на наш взгляд, плакат с текстом «Свободному Казахстану – свободные СМИ!», выставленный сотрудниками Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз». Большой популярностью у собравшихся пользовался универсально-афористичный плакат «Не задушишь, не убьёшь!», выставленный редакцией газеты «Свобода слова». Использованная в этом лозунге песенная строка очень хорошо монтируется и с названием газеты, пережившего не один судебный процесс, и со свободой слова как таковой.

Многие участники акции принесли с собой чёрные или белые повязки из плотной ткани с надписями «Запрет», «Штраф» или вообще без текста, и завязали себе ими рты. Это должно символизировать действия власти против оппозиционных СМИ и в целом против инакомыслия в прессе, против свободы пользования Интернетом (небезызвестный законопроект, окончательно принятый депутатами парламента как раз в те часы, когда проходила акция протеста). По ходу действия «повязки молчания» сползали на шею или были вовсе сброшены, потому что участникам приходилось то и дело объяснять свою позицию, отвечая на вопросы коллег, записывающих репортажи о происходящем. Разумеется, в этих монологах то и дело звучали имена репрессированных коллег и названия закрытых властями СМИ.

Кроме собственно журналистов в акции протеста и солидарности активно участвовали лидеры и активисты нескольких политических партий и НПО. И это было с их стороны очень правильно, и вот почему. Когда мы говорим о преследованиях журналистов и СМИ, зажиме свободы прессы, мы всегда подразумеваем (только, к сожалению, не всегда проговариваем внятно) одно важное обстоятельство – вот какое. Авторитарная власть, нарушая права журналистов показывать истинное положение дел в стране и сообщать альтернативные мнения и оценки, тем самым нарушает и права наших читателей и зрителей на получение адекватной информации об окружающей действительности. Поэтому любой правозащитный и журналистский протест осуществляется в интересах не только самих журналистов и СМИ, но и ещё более – в интересах каждого граждански активного и самостоятельно мыслящего человека и гражданина.

С праздником, дорогие коллеги, читатели и единомышленники!

А эта главка данной статьи пускай вся вобьётся в одну заголовочную строку. Могу лишь добавить к этой здравице знаменитый тост (анти-) советских диссидентов 60-70-х годов прошлого века: «за успех нашего безнадёжного дела!»  И как завершил один из тех диссидентов, поэт и бард Юлий Черсанович Ким свою песню, посвящённую работавшим без малейших шансов на успех адвокатам на политических процессах того времени, а равно и их подзащитным:

Ах, вольное русское слово,
Луч света в кромешной ночи…
И всё будет вечно хреново,
Но всё-таки, слово, звучи!

Их слово было рукописным и в лучшем случае машинописным, наше слово – уже (или пока ещё) печатное и интернетовское. Но всё остальное – и про луч и ночь, и про «хреново» – на месте, трёх десятилетий как не бывало. Так что нам остаётся повторить – «звучи», и снова поздравить самих себя и своих читателей с нашим полуотменённым праздником.

Андрей СВИРИДОВ, редактор интернет-сайта КМБПЧиСЗ,
обозреватель и историк казахстанской прессы

 


Добавить комментарий