Завершением кампании казахстанских и зарубежных НПО против принятия новых кодексов стало совместное послание в ответственные ведомства и депутатам парламента, которые уже дали свое первичное добро на принятие неоднозначного законопроекта.
Сегодня завершился сбор подписей под воззванием гражданского сектора приостановить принятие целого ряда юридических кодексов, которые могут поставить крест на существовании в стране общественной деятельности. Документ будет направлен в обе палаты Парламента, в Администрацию президента, Комитет по правам человека при президенте РК и в ответственные за разработку министерства.
Об этом сегодня в Алматы сообщили на пресс-конференции представители четырех правозащитных организаций. Надо сказать, что это не первая попытка достучаться до разработчиков и тех, на ком лежит ответственность за будущее страны, но пока что все тщетно.
– Нельзя поручать писать проекты законов министерствам и ведомствам, где каждый «тянет одеяло на себя». Мы за все 23 года независимости ни разу не предприняли попытку создать независимый институт законодательства, где законы писали бы ученые-практики с учетом предложений гражданского общества, – констатирует Жемис Турмагамбетова, исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека». И сейчас, все новые кодексы, как водится, были разработаны различными силовыми ведомствами.
Айна Шорманбаева, президент ОФ «Международная правовая инициатива» снова обратила внимание на новый Уголовный кодекс, «который прямо нарушает свободу объединения». Так, для лидеров общественных объединений предусмотрена более жесткая ответственность, чем для других субъектов преступлений, что «означает собой дискриминацию именно лидеров и членов общественных объединений, что на практике приведет к подавлению свободы объединений в Казахстане». Также ее беспокоит понятие лидера организаций, «очень размытое и нечеткое».
– Это, на наш взгляд, нарушает все международные стандарты, к которым Казахстан присоединился, в области свободы объединений, – говорит она.
Помимо того, с ее слов, лидер общественного объединения фигурирует в качестве спецсубъекта и в ряде тяжелых статей – экстремизм, терроризм, сепаратизм, которыми, зная казахстанские реалии, не преминут воспользоваться наши силовики, особо не утруждая себя поисками доказательств.
И, наконец, в части общественных организаций предусмотрена в новом КоАП приостановка и закрытие деятельности НПО только за то, что ее члены, не совершая ничего противозаконного, отклонились от устава.
Денис Дживага, заместитель директора «Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности», высказал опасение, что статья в проекте «Незаконное вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов», где отсутствует «четкое понятие, что такое незаконное вмешательство», приведет к тому, что «государственный орган может трактовать любое пожелание общественности, любую попытку как то настроить диалог с властью, как незаконное вмешательство».
Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» посетовала и о дальнейшей незавидной судьбе свободы слова:
– Можно с сожалением констатировать, что ситуация со свободой слова в этих проектах ужесточается. Вопреки всем международным обязательствам Казахстана, вопреки принятым в 2010-ом году рекомендациям Совета по правам человека ООН, «клевета» и «оскорбление» сохраняются в проекте Уголовного кодекса. И сколько лет мы пытаемся убедить основного разработчика – Генеральную прокуратуру – в том, что это нецелесообразно, не демократично, и так далее, на мой взгляд, Генпрокуратура идет на уловки просто недостойные такого ведомства.
Среди уловок: манипуляция международной практикой и избирательная ссылка на опыт тех или иных стран (умалчивая, что при сохранении в отдельных странах статьи «клевета» она не применяется на практике).
– Более того, в проект введена беспрецедентная норма – ответственность за распространение заведомо ложных слухов, заведомо ложной информации. Там наказание до 10 лет лишения свободы – больше чем за убийство, – добавляет она.
Поскольку под «ложную информацию» можно подвести все что угодно – гипотезы, предположения, то подобная норма, по мнению Т.Калеевой, приведет гражданское общество «в состояние стагнации» или обернется новыми репрессиями, как это было в 37-ом году.
Кроме того, депутаты поддержали закрытие изданий за малозначительные технические нарушения – в принципе эта практика давно избирательно работает в отношении последних независимых СМИ Казахстана.
– Нельзя поручать законы писать органам, которые обладают властью карать. У них профессиональная деформация мировосприятия настолько велика, что они весь мир, все общественно-гражданские отношения видят только через призму санкций и наказаний. И чем жестче санкции, тем им, наверное, спокойней жить, – предположила Тамара Калеева.
– У Казахстана была возможность показать, что он серьезен, улучшить ситуацию в стране и стать одной из самых развитых стран в мире. Но, к сожалению, мы видим, что опять, то что Казахстан обещает на международном уровне и то, что происходит на территории Казахстана – не совпадает. Казахстан имеет продолжительный опыт говорить одно, а делать другое, – обобщила взгляд «извне» Ленне Веттеланд, координатор Норвежского Хельсинкского комитета по Центральной Азии.
В качестве единственной позитивной стороны Жемис Турмагамбетова отметила Уголовно-исполнительный кодекс, разработанный Министерством внутренних дел с учетом мнения членов Рабочей группы. Благодаря ему казахстанские осужденные получат целый ряд преимуществ: это пробация заключенных, которая позволит понизить уровень тюремного населения; перемещение узников внутри колоний теперь будут регулироваться на уровне УИК; заключенные получат право на здоровье и образование (в том числе осужденные на пожизненный срок); право на поддержку связей с семьей; будет ведена программа социальной реабилитации отбывших свой срок; удалось вычеркнуть инициативу прекратить прием посылок с воли. Единственный проблемным моментом остается принудительный труд.
Если законопроект будет принят парламентом и подписан президентом в таком варианте, то казахстанцы начнут жить по новым, репрессивным правилам с 2015 года. Остается надежда на зарубежное бизнес-сообщество, которое оценивают инвестиционную привлекательность страны, в том числе и по уровню прав и свобод ее граждан, и то, что президент все же наложит вето. В любом случае, общественность Казахстана, пусть и разрозненная, будет продолжать настаивать на проведении дополнительных экспертиз законопроекта с учетом его соответствия международным обязательствам республики и его собственным конституционным обязательствам перед своими гражданами.
В настоящий момент к обращению присоединились 119 казахстанских и зарубежных общественных организаций и физических лиц.