Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств,
посвященное человеческому измерению
Письменные заявления Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Международного партнерства по правам человека, Нидерландского Хельсинкского комитета
Рабочее заседание 1 (Основные свободы I), понедельник 24 сентября 2012 года:
Текущие проблемы в области свободы слова в Казахстане
В области свободы слова в Казахстане вызывают тревогу, в частности, три момента. Первое – это непрекращающиеся судебные иски по клевете к газетам и журналистам. Второе – участившиеся нападения на журналистов за последние месяцы. Третье – использование статьи уголовного кодекса по «разжиганию социальной розни» и подобные обвинения в отношении оппозиции и активистов гражданского общества.
Судебные иски по клевете к газетам и журналистам подаются, как правило, со стороны чиновников, посчитавших себя оскорбленными в публикациях, затрагивающих действия органов власти. Все иски сопровождаются требованиями о взыскании крупных сумм с журналистов и изданий в качестве компенсации за моральный вред.
· 20 июля
Л.Ахмедьяров, известный своими публикациями с критической оценкой представителей органов власти и других публичных фигур, ранее уже представал перед судом по обвинению в клевете. В апреле этого года он был подвергнут нападению со стороны неизвестных (подробнее читайте ниже). Вместе с тем, по негласному решению акимата г. Уральска распространителям газет и киоскам запрещено принимать на реализацию «Уральскую неделю».
Также другие общественные фигуры, и не только чиновники, требуют привлечь журналистов за клевету, чтобы уйти из-под критики.
· 12 июля
За последние 6 месяцев произошел ряд нападений на журналистов в различных частях Казахстана. В то время как нельзя утверждать, что все эти нападения имели под собой заказной характер, остается фактом, что все жертвы известны своими статьями по «чувствительным» вопросам (коррупции и т.д.). Расследования нападений на журналистов часто не проводятся должным образом, и нападавших не находят и не наказывают, несмотря на утверждения правоохранительных органов о том, что они предпринимают все усилия для раскрытия преступлений. За последние месяцы ни в одном случае личности нападавших так и не были установлены, хотя официально расследования продолжаются.
· 13 августа
Ранее в 2004 году, М. Карташов подвергся нападению, когда работал спортивным обозревателем газеты «Время». Тогда на него напали двое неизвестных, в результате чего он получил тяжкие телесные повреждения. Виновные так и не были найдены.
· В ночь на 8 августа
· В ночь на 5 августа
· В ночь на 20 апреля
Еще одна тенденция, вызывающая тревогу, это использование широких и неконкретно сформулированных статьей уголовного кодекса по «разжиганию социальной розни» и подобным обвинениям в отношении оппозиции и активистов гражданского общества.
· В настоящий момент в Актау проходит суд над лидером оппозиционной партии «Алга!» Владимиром Козловым, активистом оппозиционного «Народного фронта» Сериком Сапаргали и рабочим активистом Акжанатом Аминовым. Все они обвиняются в «разжигании социальной розни» (ст. 164 УК) и «призывах к свержению конституционного строя» (ст. 170 УК), приведших к беспорядкам в Жанаозене. В то время как Аминов был одним из лидеров забастовки рабочих-нефтяников, предшествующей событиям в Жанаозене в декабре 2011 года, известные оппозиционные деятели Козлов и Сапаргали высказали свою поддержку бастующим и посетили этот регион. В обвинительном заключении неоднократно указывалось, что подсудимые использовали для своих «экстремистских» замыслов «радикальные» газеты «Взгляд», «Голос республики», «Общественная позиция», а также спутниковый телеканал К-плюс, которые относятся к оппозиционным.
В ходе этого процесса были зафиксированы процессуальные нарушения, в частности, непредоставление подсудимыму В.Козллову достаточного времени для ознакомления с длинным обвинительным заключением и подготовки защиты. Ожидается, что судебное решение будет оглашено до конца сентября.
В 2011 году юрист профсоюза нефтяников «Каражанбасмунай» Наталья Соколова была осуждена на 6 лет лишения свободы, в том числе за «разжигание социальной розни». В марте 2012 года она была освобождена после того, как Верховный Суд вынес решение о переквалификации статьи обвинения в ее отношении и изменил приговор на 3 года лишения свободы условно. Однако ей также было запрещено заниматься общественной деятельностью.
Рекомендации властям Казахстана:
- Установление верхних пределов сумм компенсаций по всем искам о диффамации, обеспечение защиты выражения мнения и публикации информации в интересах общества.
· Обеспечение беспристрастного и четкого расследования фактов физических нападений на журналистов с целью привлечения к ответственности виновных.
· Прекращение применения широких и неконкретно сформулированных статьей уголовного кодекса по «разжиганию социальной розни» и подобным обвинениям в отношении членов оппозиции и активистов гражданского общества, которые мирно и законно использовали право на свободу слова и другие фундаментальные права.
Рабочее заседание 2 (Основные свободы II), вторник 25 сентября 2012 года:
Ограничения свободы мирных собраний в Казахстане
Власти Казахстана продолжают придерживаться прежней тактики в области свободы мирных собраний – под разными предлогами отказывают в заявках граждан на проведение мирных собраний, либо разрешают им собираться только в специально отведенных местах которые, как правило, расположены на городских окраинах. Если люди все же собираются в другом месте или вообще без разрешения, чаще всего за этим следуют задержания и суды с вынесением высоких штрафов или административных арестов за проведение или участие в несанкционированном собрании. Эта тактика применяется, в частности, в отношении активистов политических и гражданских движений, настроенных критично к властям.
Власти также используют различные методы, чтобы не допустить проведения собраний оппозиционных групп, в том числе превентивные задержания активистов с целью не дать им достичь места проведения собрания. И даже в этих случаях возможны суды над задержанными, которых обвиняют или в намерениях провести несанкционированное собрание, или в распространении информации о предстоящем мероприятии. Во время судебных заседаний судьи в 100% случаев руководствуются местным законодательством: «Законом о порядке организации и проведения мирных собраний…», который требует подать заранее заявку на получение разрешения для проведения собрания, и Кодексом об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за организацию и участие в несанкционированном собрании. При этом никогда еще во внимание не принимался Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), который имеет прерогативу над местным законодательством.
Следующие два примера иллюстрируют реакцию властей на протестные акции, в которые вовлечены активисты оппозиции или группы граждан, критично настроенные к власти.
· 31 мая
· 28 апреля
В Алматы на площадке перед отелем «Казахстан» собралось около 400 человек. За 15 минут до начала митинга около 20 полицейских и бойцов СОБР с применением силы задержали гражданского активиста Ермека Нарымбаева, который затем был привлечен к суду и оштрафован на 20 МРП (примерно 32000 тенге, 170 евро). После проведения митинга было задержано около десяти человек, в отношении трех был вынесен штраф. Также утром перед собранием на выходе из своих квартир были задержаны руководитель движения «Оставим народу жилье!» Лариса Бояр и руководитель фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина. Обе женщины осуждены на 15 суток: Б.Торегожиной вменили призывы к проведению митинга через интернет, а Л.Бояр – приглашение на митинг журналистов. В других городах часть участников была задержана и подвергнута штрафам.
Более того, в период, предшествующий 28 апреля, активисты оппозиции и гражданского общества, участвующие в координации проведения и привлечения населения к участию в Дне Несогласия, были подвергнуты различному по формам давлению, включая «предупреждения» о юридических последствиях своего участия в несанкционированной акции и задержания во время распространения листовок с приглашениями.[3]
Следующие примеры показывают, какому давлению могут подвергаться обычные жители, когда выходят на акции протеста, поскольку не видят результатов работы чиновников и разочарованы тем, как они выполняют свои обязанности.
· В начале августа 2012 года в Караганде около 30-40 жителей комплекса «Бесоба» объявили о голодовке. В данном совершенно новом комплексе один дом рухнул из-за серьезных нарушений при строительстве, а остальные по той же причине подлежат сносу. Участники голодовки требовали от местных властей, допустивших некачественное строительство, предоставить им равноценное альтернативное жилье. Голодовка продлилась меньше недели за время которой протестующие подверглись давлению местных властей, которые предупредили, что если те не прекратят голодовку, их обвинят в «разжигании социальной розни». Такое развитие событий вызывает особую озабоченность в связи с тем, что расплывчатые обвинения в «разжигании социальной розни» ранее использовались в отношении лиц, поддерживающих и помогающих участникам забастовки работников нефтяной отрасли, имевшей место в Жанаозене и других частях Западного Казахстана в
· 21 мая
Рекомендации властям Казахстана:
· Отмена существующих ограничений на свободу собраний (в законодательстве и практике), которые противоречат международным стандартам, в частности ст. 21 МППГП. Среди прочего, необходимо изменить систему проведения мирных собраний с разрешительной на уведомительную.
· Обеспечение условий, в которых проведение мирных протестов не влечет за собой неоправданного вмешательства властей или преследования ими организаторов и участников.
Рабочее заседание 10-11 (специально выбранная тема:
Свобода мысли, совести и религии), понедельник 1 октября 2012 года:
Нарушения свободы религии в Казахстане
Новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (далее Закон о религии), принятый в Казахстане в октябре 2011 года, запрещает деятельность незарегистрированных религиозных объединений. При этом ст. 375 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за руководство, и участие в незарегистрированном религиозном объединении. Впоследствии совершение, к примеру, обряда совместно с другими верующими ставится в зависимость от создания и регистрации религиозного объединения в установленном законодательством порядке, а вне зарегистрированных объединений законная реализация права на свободу религии возможна только в индивидуальном порядке. Данные положения противоречат международным обязательствам Казахстана, в частности ст. 18 ст. Международного пакта о гражданских и политических правах.
Согласно Закону о религии, уже зарегистрированные религиозные объединения должны пройти перерегистрацию в течение года со дня его выступления в силу, то есть до конца октября 2012 года. Иначе они могут быть ликвидированы. Для получения регистрации или перерегистрации требуется, как минимум 50 граждан-инициаторов Религиозные объединения должны также пройти «религиоведческую экспертизу», целью которой является определением того, насколько их учредительные документы, программы и другие материалы религиозного содержания соответствуют требованиям закона. При этом в настоящее время отсутствуют критерии оценки вероучения и утвержденной научной методики проведения таких исследований. Также не был установлен срок длительности проведения экспертизы.
На данный момент нет точных цифр, сколько религиозных объединений прошло перерегистрацию, сколько нет. Однако уже известны множество случаев, когда так называемые нетрадиционные протестантские и небольшие мусульманские общины не прошли перерегистрацию, так как не набрали нужного числа подписей, не получили позитивного заключения «религиоведческой экспертизы» или по иным причинам не смогли пройти необходимый для перерегистрации процесс. Кроме того, известны случаи, когда сотрудники уполномоченного органа принуждали религиозные объединения, желающие пройти перерегистрацию, выполнять требования, непредусмотренные законом. Например, они запрашивали списки граждан-инициаторов создаваемого религиозного объединения, угрожая в противном случае непрохождением перерегистрации.
Новый Закон о религии также используется для того, чтобы оправдать продолжающееся преследование нетрадиционных религиозных общин и их участников, включая рейды, проверки помещений, штрафы, оказание давления на верующих с целью заставить их прекратить религиозную деятельность.
· В конце мая 2012 года после направления заявки в областное отделение Агентства по делам религий на перерегистрацию со стороны карагандинской пресвитерианской церкви Благодать было получено негативное «экспертное заключение». При этом ранее от тех же экспертов было получено позитивное заключение. Заключение не было выдано в письменном виде, им сообщили об этом устно. Как было отмечено адвокатом церкви, церковь не сможет пройти перерегистрацию, если «экспертное заключение» не изменится в сторону позитивного. Теперь дело должно было быть рассмотрено центральными органами Агентства по делам религии.[4] Пока же церковь не получила результатов этого экспертного заключения.
· Также в конце мая в Талдыкоргане местные власти заставили «добровольно» объявить о закрытии Методистской церкви после того как проверили ее помещение и оштрафовали жену пастора церкви на 8,000 тенге (примерно 40 евро) за использование собственного дома для проведения богослужений. [5] Женщину обвинили в использовании земель не по целевому назначению (по ст. 253 Административного кодекса), несмотря на то, что Закон о религии допускает религиозные собрания в жилищах «в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц» (ст. 7.2) В момент закрытия методистская церковь имела регистрацию, полученную в 2001 году. Однако руководители церкви посчитали, что не смогут набрать 50 подписей, необходимых для перерегистрации в рамках нового Закона о религии, и хотели избежать дальнейших проблем со стороны местных властей.[6] Уже после того как был выплачен штраф чиновники признали, что штраф был наложен «незаконно».[7]
· 20 марта
По направленным обращениям и жалобам ни прокуратурой, ни уполномоченным органом по делам религий никаких мер в отношении виновных лиц не принято, также не было проведено каких-то действий, направленных на пресечение в дальнейшем подобных нарушений.
Рекомендации властям Казахстана:
· Пересмотр Закона о религии от 2011 года в целях обеспечения соответствия с положениями, защищающими свободу религии, в Конституции РК, МПГПП и других инструментах по правам человека.
· Прекращение преследований «нетрадиционных» религиозных сообществ, принятие эффективных мер в ответ на жалобы о незаконном действии чиновников в отношении отдельных религиозных объединений и верующих, содействие религиозной толерантности.
[1] Приговор по этому делу был оглашен 28 августа
[1] См. совместное письмо НПО на http://www.iphronline.org/kazakhstan_20120428_e.html
[2] См. совместное письмо НПО на http://www.iphronline.org/kazakhstan_20120428_e.html
[3] См. заявление КМБПЧиСЗ, МППЧ, НХК на http://www.iphronline.org/kazakhstan_20120427_e.html
[4] Сообщение Forum 18 от 30.5.2012 http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1708
[5] Сообщение Forum 18 от 24.4.2012, http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1692
[6] См. предыдущую сноску.
[7] Сообщение Forum 18 от 13.8.2012, http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1731