Тайна за семью печатями

12.09.2012

В конце учебного года на школьном стадионе шымкентской средней школы № 46 произошла массовая драка между старшеклассниками этой школы (8-10 человек) и 2-х соседних школ (40-50 человек), в результате которой ученик 9-го класса 46-ой школы получил тяжёлую травму головы и несколько дней находился в коме.


 


Данный инцидент широко освещался и в печатных, и в электронных СМИ. Досталось всем – и школам (плохо поставлена воспитательная работа), и родителям (мало обращают внимания на своих детей, нет взаимопонимания между родителями и детьми, и т.д.), и полицейским (плохо проводится профилактика преступности среди несовершеннолетних).


 


В публикациях вскользь была задета и деятельность школьных участковых инспекторов.


 


Так, в газете «Южный Казахстан» (№ 58 от 25.05.2012г.) указано, что «…о том, что произошло недавним майским днём, в последнюю очередь узнал инспектор по делам несовершеннолетних, закреплённый за школой, который появился аккурат к финальной сцене». А газета «Рабат» (№ 20 от 16.05.2012г.) считает, что «…пока школьный инспектор – фигура скорее номинальная, чем действенная». По мнению дедушки пострадавшего в драке юноши (его слова приведены в том же номере «Рабат») «…одним инспектором в школе не обойтись. Со временем с ним в школе обращаются запанибрата, а он в ответ, приложив руку к груди, приветливо кивает всем «Салем! Салем!». Когда возле школы собирается толпа подростков, инспектор должен моментально реагировать, а он зачастую, образно говоря, спит. Если мы не хотим терять своих детей, надо организовать патрулирование солдат внутренних войск возле школ. Смогли же они навести порядок на улицах города».


 


Юристы филиала Бюро по правам человека, желая подробнее узнать о функциях школьных инспекторов, тщетно пытались найти в юридических правовых базах документ, проясняющий, каким образом должна быть организована работа школьных инспекторов.


 


И только на сайте «Bala-zan.kz» мы прочитали информацию, что на основании Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 июня 2005 года № 372 Об утверждении «Правил об организации работы участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, закреплённых за организациями образования» основными задачами школьных инспекторов являются:


 


– предупреждение и пресечение преступлений, правонарушений и безнадзорности среди учащихся, выявление подростков – правонарушителей, а также групп несовершеннолетних противоправной направленности;


 


– повышение ответственности родителей или лиц, их заменяющих, а также заинтересованных должностных лиц государственных органов и организаций за воспитание, содержание детей в соответствии с законодательством РК;


 


– содействие администрации организаций образования в проведении мероприятий по возвращению в учебные заведения учащихся, злостно уклоняющихся от получения обязательного среднего образования;


 


– выявление лиц, посягающих на права, интересы и свободы несовершеннолетних;


 


– оказание населению, родителям и учащимся правовой помощи в вопросах предупреждения преступлений, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;


– оказание содействия в социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


 


Удостоверившись, что нормативный правовой акт, регулирующий деятельность школьных инспекторов существует, мы обратились в Департамент внутренних дел Южно-Казахстанской области с письмом, в котором, сославшись на ст. 48 Закона РК «О нормативных правовых актах» (все уполномоченные органы обязаны предоставлять доступ заинтересованным лицам для ознакомления с принятыми нормативными правовыми актами, кроме тех, которые содержат государственные секреты или охраняемую законом тайну), просили направить в наш адрес копию указанных выше Правил, утверждённых соответствующим приказом министра МВД.


 


В ответ, вместо ожидаемого документа, мы получили сообщение о том, что «передача копии приказа другим организациям ЗАПРЕЩАЕТСЯ, потому что он (приказ) применяется только для служебного пользования» (?!).


 


Вот так! Оказывается, указанные выше должностные обязанности школьных инспекторов являются тайной за семью печатями и о них не имеют право знать ни директора школ, ни родители, ни ученики, ни, тем более, другие представители гражданского общества.


 


Видимо, чтобы, не дай Бог, не потребовали бы от них, школьных инспекторов, должного исполнения этих обязанностей.


 


Может быть, поэтому в гущу драки храбро кинулись и стали разнимать подростков слабые учительницы, а не полицейский – школьный инспектор, который не должен был вообще допустить скопления посторонних лиц на территории школы и предотвратить эту драку.


 


Не удовлетворившись полученной информацией, мы попытались найти в национальном законодательстве разъяснение понятия «документ для служебного пользования». В различных инструкциях (как в общих, так и ведомственных) по делопроизводству имеются указания: куда подшиваются и как хранятся документы для служебного пользования, как с ними необходимо работать, и т.д., но какие документы относятся к категории «для служебного пользования» – составители инструкций умолчали.


 


Тогда мы обратились к законодательству стран СНГ.


 


Исходя из «Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью (п. 1.2).


 


И здесь же указывается, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (п. 1.3):


 


 – акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;


 – сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;


 – описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;


 – порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;


 – решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;


 – сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;


 – документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.


 


1.4. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».


 


1.5. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:


 


– категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;


– порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;


– порядок снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей информации ограниченного распространения;


– организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.


 


1.6. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.


 


1.7. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).


 


1.8. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.


 


1.9. В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия.


 


Если применить эту норму российского законодательства к казахстанскому, то в чём заключается служебная необходимость в отнесении вышеуказанных Правил об организации работы школьных инспекторов к «документам для служебного пользования», т.е. документам ограниченного действия?


 


А между тем, в южном Казахстане подростки продолжают выяснять отношения «стенку на стенку», равно как применяют и огнестрельное оружие, что приводит к трагическим последствиям. Хотя, школьным инспекторам это, по всей видимости, неведомо.


Добавить комментарий