5 сентября 2011 года суд №2 г. Тараз вынес обвинительный приговор Ержану Ушанову, пастору церкви Новая жизнь, признав его виновным в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
«Ушанов Е.И., являясь пастырем религиозного объединения «Церковь Полного Евангелия «Новая жизнь», расположенного по адресу: г. Тараз 1 пер. Рахимова, 2, периодически в указанном помещении среди приходивших сюда прихожан проводил именуемые им религиозные обряды «исцеления», целью которых, по его объяснению, было излечение людей от различных заболеваний и оказание помощи в разрешении различных проблем при помощи религиозной молитвы. Одним из прихожан данного религиозного объединения являлся потерпевший Киреев А.Ю., который посещал данную церковь с период с января по май 2011 года. В результате у Киреева А.Ю. возникло психическое расстройство в форме «Обсессивно-компульсивное расстройство», относящееся к тяжкому вреду здоровья», – указывается в обвинительном заключении.
По словам потерпевшего, взятым из приговора, «Помимо проповедей пастырь Ушанов один или два раза в месяц проводил так называемые обряды «исцеления». В ходе этих обрядов желающие из числа прихожан выходили вперед и Ушанов, помазав их головы какой-то жидкостью и положив свою левую руку на лоб прихожан, а правую руку на грудь, начинал быстро и громко читать молитву… Однако, по прошествии нескольких дней у него появилось чувство тревоги и непреодолимое желание вновь пройти обряд «исцеления». В конце концов, после нескольких таких сеансов в мае 2011 он стал себя плохо чувствовать, начались постоянные головные боли, провалы в памяти. Он стал неуверенным в себе, похудел на
Кстати, как отметили юристы филиала Бюро по правам человека в Астане, в приговоре не указан ни один из свидетелей защиты, показавшие в судебном заседании, что Киреев только 2-3 раза был в церкви, к тому же другим людям, прошедшим курс исцеления молитвой, какой-либо вред не причинен.
Как отмечает представитель Ержана Ушанова – Ильяс Адильбаев, до подачи заявления в суд в порядке частного обвинения Департамент Комитета нацбезопаности провел доследственную проверка (включая, обыск в доме пастора, психолого-психиатрическую экспертизу и судебно-медицинскую экспертизу), которая впоследствии признана прокуратурой г. Тараз незаконной.
Фигурирующая же в деле книга «Современный гипноз», якобы найденная в ходе обыске в доме пастора (публичное издание, распространяющееся в торговых сетях открыто), со слов пастора была подкинута сотрудниками спецслужб.
Согласно доводов представителя Ушанова Е., психолого-психиатрическая экспертиза проведена в отсутствии первичной медицинской документации и самое главное – в отсутствии самого «потерпевшего» Киреева в нарушение Приказа Минздрава РК № 368 и т.д.
Тем не менее, суд счел, что Ушанов все же «использовал методы психотерапевтического и медико-психологического воздействия на людей в медицинских целях, что могло повлечь за собой нарушение психического здоровья у лиц, принимающих участие в данных сеансах. Однако подсудимый небрежно относился к возможным последствиям данных сеансов, то есть он не предвидел последствий возможность наступления тяжкого вреда здоровью от своих действий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия».
В принципе вина Ушанова повлекла для него не слишком тяжелые последствия – штраф в размере 130 МРП, т.е. в сумме 196 560 тенге. Однако с учетом того, что это уже далеко не первый случай, когда молитва во здравие была приравнена к занятию медицинской деятельностью. Кроме того, за последние месяцы церковь Новая жизнь столкнулась с целым рядом куда более серьезных нападок, причем везде фигурирует Комитет национальной безопасности.
Так что приговор в отношении пастора – это своего рода тоже диагноз, правда, не медицинский.
Кстати, по заключению религиоведа Евгения Михайлова, сделанного по просьбе Ассоциации религиозных объединений Казахстана, «в современном протестантизме (а Новая жизнь относится к таковым) утвержденных текстов молитв нет. Богослужения состоят из славословий, пения, совместных молитв, проповеди пастора (а не пастыря! – как значится в приговоре – прим.КМБПЧ) или членов данной общины основанной на еткстах Библии, причащения, молитв за страждущих, больных, неверующих. Данная молитвенная практика основывается на соответствующих текстах Священного писания. Иногда молитва совершается с возложением рук пастора. Ключевым, для того кто молится, и для того за кого молятся, является вера в библейское откровение. Исключается любой «магизм». Для христианина подобный «магизм» является грехом».