14-15 июля 2011 в Женеве Казахстан впервые отчитывался перед Комитетом ООН по правам человека по выполнению Международного Пакта о гражданских о политических правах. Традиционно официальную позицию представлял внушительный десант чиновников разного уровня, возглавляемый вице-министром юстиции господином Куставлетовым.
И 14 июля делегаты от казахстанского неправительственного сектора, вместе с представителями международных правозащитных организаций, провели для членов Комитета брифинг.
Рассказывает Роза Акылбекова, вр.и.о. Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
– Во время брифинга представители неправительственного сектора смогли обратить внимание членов комитета на самые насущные вопросы, такие как свобода слова, религии, право не подвергаться пыткам, свобода доступа к справедливому суду, свобода мирных собраний и объединений и право управлять своей страной. Членов Комитета особенно интересовало как Казахстан реализует Конвенцию ООН против пыток, насколько соответствует международным стандартам законопроект Казахстана по национальному превентивному механизму, есть ли в Казахстане механизмы независимого расследования по факту применения пыток. Отдельные вопросы касались политических заключенных, в том числе журналистов. Кроме того, представители международных правозащитных организаций подняли проблемы выдачи Казахстаном уйгурских и узбекских беженцев.
После брифинга пришло время выступления официальной делегации Казахстана. Вице-министр Даулет Куставлетов выступил с докладом, после чего начались вопросы. Так что в течение полутора дней неоднократно подымались и темы свободы от пыток и независимости судей. Особенно членов Комитета интересовал такой момент – насколько судьи независимы, при том что их назначает президент. Снова был поднят неприятный для казахстанской стороны вопрос по экстрадиции узбекских беженцев: почему Казахстан выдал их в страну, где применение пыток имеет массовый характер, при том, что Комитет ООН направил в Казахстан требование о приостановке экстрадиции. Задался вопрос и по свободе мирных собраний, когда все же будет обсуждаться законопроект. Конечно, не избежал внимания и наш институт Омбудсмана, который до сих пор не соответствует Парижским принципам.
Что касается свободы совести, то несколько членов Комитета неоднократно возвращались к вопросу о регистрации религиозных объединений, и они все никак не могли понять является ли она обязательной и по каким принципам осуществляется. Помимо того, членов Комитета очень волновал такой момент: что внутри Казахстана приоритетней – Конституция или Международный пакт о гражданских и политических правах. И используют ли суды международные договора и, в частности, Пакт, когда выносят свои решения. Примечательно, что судья Баишев ответил, что, естественно, используют, у Казахстана в этом отношении опыт большой и что всех таких решений наберется грузовик.
В целом представители НПО были довольны, поскольку во время слушания отчета были затронуты самые больные для нас темы. И надо сказать, что члены комитета – эксперты высокого класса, в основном они получают информацию неправительственного сектора, помимо нас еще есть представители международных организаций и поэтому ситуация у них представлена объективно.
Хотя это характерно не только для Казахстана, но и правительственных делегаций других стран, когда они стараются преподнести ситуацию в более красивом виде. Однако,
чаще всего, когда в Комитете отвечает правительственная делегация, она ссылается на законодательство. И очень важно понимать, что законодательство у нас в Казахстане как раз таки не самое плохое. Другое дело, что у нас в стране большая проблема с правоприменением. Даже при реализации тех же норм Конституции. Вот в этом и кроется самое важное отличие между тем, что говорят правозащитники и тем, что говорит государство: разница в том, что все нарушения происходят на практике. Да и само государство зачастую применяет не нормы Конституции, Договоров и законов, а ведомственные указы и так далее. Так что, когда мы слушаем государство, оно говорит о хороших вещах, которые есть в законодательстве, но не встречаются на практике.
Андрей ГРИШИН, журналист КМБПЧиСЗ
(по информации вр.и.о. директора КМБПЧиСЗ Розы АКЫЛБЕКОВОЙ)