Баннер с «поцелуем классиков» нарушил табу

27.08.2014

Рекламный баннер, на котором изображаются «целующиеся»
казахский традиционный кюйши-композитор Курмангазы Сагырбайулы и русский
поэт-классик Александр Пушкин, вызвал особенно много возмущения в Алматы. Фото
баннера облетело социальные сети. 25 августа группа граждан, которая посчитала,
что авторы рисунка унизили их честь и достоинство, обратилась с жалобой в
городской департамент внутренних дел Алматы. В этот же день в сети Facebook
появился ответ авторов скандального баннера, где они приносят свои извинения
общественности. Искусствоведы говорят, что этот баннер затронул негласное табу.

 

Проект баннера создан алматинским агентством Havas
Worldwide Kazakhstan для центральноазиатского фестиваля рекламных баннеров Red
Jolbors Fest, который состоялся 23-24 августа в Бишкеке. На сайте фестиваля
пишется, что заказчиком баннера, который представлен как наружная реклама
ночного клуба «Студия 69», расположенного на пересечении улиц Пушкина и
Курмангазы в Алматы, является Казахстанская ассоциация ЛБГТ. О проекте пишется:
«Напересечении улиц Курмангазы и Пушкина (Алматы) находится самый популярный
гей-клуб города «Студия 69». Это и стало основой для социального проекта в
защиту прав сексуальных меньшинств».

 

Пользователи социальной сети и активисты,
придерживающиеся консервативных взглядов, выступили категорически против
изображения композитора-кюйши и поэта-классика в образе представителей
сексуальных меньшинств. Они заявили, что этот рисунок унижает их честь и
достоинство.

 

В понедельник около 20 активистов обратились в
Алматинский департамент внутренних дел с жалобой на рекламное агентство Havas
Worldwide Kazakhstan.

 

Блогер Нуркен Халыкберген – в числе авторов обращения в
полицию, он говорит о себе как о прямом потомке Курмангазы.

 

– Увидев этот пост
в сети Facebook, я написал авторам, как они могли выпустить такой ужас. Они же
мне пишут, что с моей стороны «это ханжество, вы ничего не понимаете, это –
креатив, и мы не унижаем достоинство казахов». Этот рисунок задевает честь не
только потомков Курмангазы, но также унижает достоинство всех казахов. Поэтому
мы и обратились с этой жалобой,
– говорит Нуркен Халыкберген.

 

Нуркен Халыкберген, который и сам работает в сфере
рекламы, требует привлечь агентство к уголовной ответственности. Другие
активисты заявили, что агентство нарушает Конституцию страны и закон о рекламе.

 

– Этот рисунок
оскорбителен как для казахов, так и для русских, потому что оскорбляет две
великие личности. Поэтому мы восприняли это как личное оскорбление. Это не
только наш протест, просим воспринимать его как протест всех молодых. Как это
сказано в статье 14 Конституции, никто не может подвергаться какой-либо
дискриминации по мотивам происхождения, никто не может унижать честь и
достоинство граждан. Они же унижают. Во-вторых, они нарушают статью 374
уголовного кодекса и статью 6 закона «О рекламе». В статье 6 прямо указывается,
что такого рода реклама недопустима,
– говорит активист и журналист Руслан
Желдибай.

 

Статьей о государственном регулировании в области рекламы
закона «О рекламе» предусмотрено «предотвращение и пресечение ненадлежащей
рекламы, а также рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые
нормы морали и нравственности».

 

В понедельник жалоба против агентства Havas Worldwide
Kazakhstan, подписанная 15 активистами, была направлена в департамент
внутренних дел города Алматы и прокуратуру города. Среди активистов и
пользователей социальной сети есть и те, кто призывает применить в отношении
авторов жесткие меры наказания.

 

Связаться с авторами скандального баннера и получить их
комментарии не удалось. На наши звонки никто не ответил. Также остались без
ответа вопросы репортера Азаттыка, направленные на их аккаунты в социальной
сети.

 

25 августа около 20 часов по времени Алматы на странице
Олжаса Исенова в сети Twitter появилась запись: «Вот и приехали за мной менты».
Олжас Исенов на сайте Red Jolbors Fest указан как один из авторов скандального
баннера. Тем, кто поинтересовался в социальной сети его положением, он не
ответил. Позже кто-то из его друзей написал: «Все ОК он вышел».

 

Во второй половине того же дня на странице агентства
Havas Worldwide Kazakhstan в сети Facebook был опубликован комментарий со
словами извинения. В заявлении пишется: «Мы приносим искренние извинения тем,
кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру
великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально
сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в
платных медиа».

 

В разговоре с репортером Азаттыка креативный директор
компании Rocket Firm Олег Качалин считает, что с точки зрения качества в
рекламном баннере для алматинского ночного клуба «Студия 69» «есть креатив».
Речь тут идет о спорах на тему свободы творчества.

 

 «Да, креатив здесь есть, это определенно. В
творческой работе часто используется подход совмещения разных, на первый
взгляд, объектов, понятий или других сущностей. Кроме того, в заголовке ловко
эксплуатируется городской навигационный оборот, используемый в Алматы
(например, Абая-Желтоксан, Сатпаева-Байтурсынова). Курмангазы-Пушкина в данном
случае — это и местоположение, и намек на действие и замаскированный
либеральный лозунг»,
– говорит Олег Качалин.

 

Эксперт считает, что художники изготовили баннер не ради
коммерческого заказа, а для саморекламы в творческой среде.

 

По мнению культуролога Валерии Ибраевой, плакат нарисован
в стиле работы известного художника Дмитрия Врубеля на тему фото с изображением
целующихся первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха
Хоннеккера.

 

 «В целом, как явление постмодернизма, это
интересный жанр. Если посмотреть на подтекст, этот демотиватор указывает на то,
что клуб, вызывающий интерес некоторых, расположен на улицах Курмангазы и
Пушкина. Мне непонятен шум, поднятый вокруг этого рисунка»,
– говорит
Валерия Ибраева.

 

Искусствовед считает, что шум в связи с баннером
свидетельствует о силе табу, которое существует в казахстанском обществе.

 

«Табу у нас есть во
всех жанрах. Сейчас [в связи с данным рисунком] мы наблюдаем невежественную,
жестокую реакцию»,
– говорит Валерия Ибраева.

 

Реакция в обществе на скандальный баннер все же самая
различная. Меньше чем за сутки блог автора блог-платформы Gonzo.kz Айжан Хамит
о композиторе Курмангазы прочли более четырех тысяч человек и около тысячи
человек поделились прочитанным. Она пишет о том, по какой причине для
исторической памяти казахстанцев имя Курмангазы является сакральным.

 

Дирижер Муслим Амзе в Facebook’e пишет:

 

«Друзья! Давайте ленту фб заполним кюями Курмангазы как
наш ответ на шум со вчерашнего дня! К тому же сами с ними познакомимся и
вспомним эти произведения!»

 

Дирижер разместил в сети несколько произведений народного
композитора в исполнении оркестра.

 

ИСТОЧНИК:

Радио «Азаттык»

http://rus.azattyq.org/content/demonizirovannyi-obraz-rossii-v-kino/26550699.html

 


Добавить комментарий

Смотрите также