Люди второго сорта?

28.01.2014

О нарушении трудовых прав заявили казахстанские рабочие, занятые на строительстве международного автокоридора Западная Европа – Западный Китай в Тюлькубасском районе. По их словам, руководство подрядной организации – иранской компании «Дена Рахсаз» – не только не создали им нормальных условий для работы, но пытается ещё и обвинить их в краже топлива. Лишь разумное желание не нарушать трудовое законодательство РК удержало рабочих от забастовки.


 


Претензий немало, главные из которых: диспропорция в оплате труда иранских и казахстанских сотрудников, задержка зарплаты, ненормированный рабочий день при полном отсутствии выходных. Жалуются рабочие и на качество питания. Не раз, говорят, пытались добиться справедливого отношения, но местное руководство компании и слушать не желает. Сегодня их уже не останавливает боязнь увольнения: лица не прячут, фамилии не скрывают – накипело. В стане недовольных около 70-ти тюлькубасуев – водители грузового транспорта, дорожники, разнорабочие. Присоединились к ним даже кухрабочие. Узкий вагончик-столовая едва вмещала всех желающих, когда к рабочим приехали помощник прокурора Тюлькубасского района Н. Байзаков, государственный инспектор по труду по Тюлькубасскому  району Е. Рахымбердиев, руководитель отдела внутренней политики райакимата З. Мырзабаев, журналисты.


 


Кстати, по словам рабочих, столовая здесь появилась всего за три дня до нашего визита. До этого рабочие питались всухомятку в кабинах машин. Но и с появлением вагончика не решилась проблема соблюдения элементарной гигиены. Наступивший обеденный перерыв продемонстрировал питание мужчин, трудящихся в поте лица по 12 часов в сутки. Надо сказать, малоаппетитное зрелище.


 


 «Иранским рабочим дают кебаб и рис, готовит для них свой повар, а нам макароны, картошку, окорочка в лучшем случае, словно мы люди второго сорта, – говорит рабочий Ерлан Омирбеков под одобрительный гул коллег. – Условий – никаких, руки помыть негде, посуды нет».


 


Рабочие наспех глотали еду, запивая теплым чаем, и спешили рассказать о других нарушениях: «Медработника нет, случись что, и помощь оказать некому. Спецодежду приходится выпрашивать. Занятым на дробилке положены респираторы, молоко или кефир ежедневно – но ничего этого нет и в помине. Каждый день пыль глотаем тоннами».


 


У водителей своя боль – отсутствие нормального учета солярки. Что, по их словам, позволяет руководству обвинять их сегодня в крупных кражах топлива. «В момент наполнения бака нас рядом нет. Сколько литров заливают, мы не знаем. Бак опечатывают пломбой. В ведомостях за полученную солярку мы не расписываемся. В конце рабочего дня остатки топлива не замеряют. А теперь нас обвиняют в его краже. Говорят, что сливаем по дороге и продаем. Но как можно бездоказательно обвинять людей?! – возмущаются Василий Пронин, Константин Иваненко, Алексей Дарибаев, Сергей Татаров. – Нас теперь контролируют на всем пути маршрута! Мы не имеем права остановиться, чтобы купить воды, например. А недовольным предлагают писать заявление на увольнение по собственному желанию».


 


Как выяснилось, и местное руководство компании это позже подтвердило, сотрудники числятся сразу в двух компаниях. По словам бухгалтера Гульмиры Хакимовой, это в первую очередь в интересах самих рабочих. Дескать, получают вдвое больше. В ответ рабочие заявляют, что зарплата после разделения даже уменьшилась в среднем на 10 тысяч тенге.


 


Сколько получают иранские рабочие (их в компании около 20 процентов от общего количества сотрудников) выяснить так и не удалось. «Они приняты на работу в Тегеране. За счет компании им снимают жилье, оплачивают питание, а получают приблизительно столько же, сколько и казахстанцы, – пояснила бухгалтер. – Тарифная ставка водителя – 220 тенге в час. Это по нормативам Минтранскома РК. С января повышаем до 250-ти тенге. Разнорабочим – 160 тенге в час».


 


Спросить самих иранских сотрудников, получающих наравне с казахстанскими коллегами в среднем по 80 тысяч тенге, как они умудряются содержать себя и семьи на родине, не представилось возможным. Впрочем, по словам начальника строительства Шахрама Пазаджа, иранские сотрудники работают на тех должностях, на которых не работают казахстанцы. А то, что готовят иранцам отдельно, так это оттого якобы, что кулинарные пристрастия у них и местных разные: «Иранцы каждый день рис кушают, а наши не хотят», – поясняет Гульмира Хакимова. В доказательство господин Пазадж показывает таблицы, где указано, сколько граммов дают мяса, овощей и круп каждый день. Правда, понять что-либо не представилось возможным: все на персидском языке.


 


У начальника службы безопасности Омиргали Казангапова к водителям свои претензии. Он уверен: кража топлива есть. Осталось только доказать, чем они сейчас и занимаются. Но обвинения водителям уже выдвинуты.


 


– На 40 километров маршрута тратится примерно 15 литров. А у них вдвое больше! – говорит О. Казангапов. – Недосчитались 100 с лишним тонн стоимостью 15 миллионов тенге! В ведомости водители не расписывались, им и так доверяли.


 


Как пояснил мистер Пазадж, было даже сообщение местных полицейских, обнаруживших водителя, сливающего солярку.


 


Сегодня в ситуации разбираются прокуроры совместно с инспекцией труда. О результатах их работы мы обязательно сообщим.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Южный Казахстан»


Добавить комментарий

Смотрите также