На фоне многочисленных уголовных дел о «разжигании розни» и «экстремизме», ставших привычными в некоторых постсоветских странах, нельзя не обратить внимания на примечательное дело «о возбуждении вражды ко всем религиям», расследуемое в Восточном Казахстане. Согласно полицейским отчетам «преступник» взят под стражу и ему предъявлено обвинение по статье УК, предусматривающей до 5 лет лишения свободы. По мнению местных правозащитников это уголовное дело не только создает опасный прецедент, но и наглядно демонстрирует, к чему в авторитарных странах может привести «чрезмерная забота» государства о защите «традиционных религий» и религиозных чувств их последователей.
Хронология событий вкратце такова.
19 сентября
В чем же состояло преступление Харламова?
Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого «Харламов А.М., изучив мировые религии такие как христианство, ислам, иудаизм и буддизм, дал свое толкование религиозной системе» в работах «Кто такие Истинные Христиане?», «Об Истинах в Учении Иисуса Христа», «О целях и задачах Всемирной Коммунистической Партии Научного Христианства» и др. При этом «понимая, что его мнение является кардинально противоположным с мнением и верой большинства религиозных людей и его действия могут повлечь возникновение отрицательных последствий в виде религиозной вражды и розни, а также приведет к формированию отрицательного отношения к религиям, что будет способствовать конфликту между людьми, он решил опубликовать свои труды». По мнению следствия целью публикаций Харламова в интернете и городском еженедельнике «Риддерские вести» было «возникновения у массы людей негативно-критического отношения к существующей религиозной системе и всей религии в целом».
Выводы следствия основывались на оценках специалистов регионального Института судебных экспертиз, проведенных в соответствии с утвержденными методиками Министерства юстиции. Так, согласно заключениям судебной религиоведческой и психолого-филологической экспертиз от 17 октября
В качестве «криминала» в экспертных заключениях приводится цитаты из работ Харламова, в которых рассуждения атеистического характера чередуются с резкими оценками существующих мировых религий и деятельности служителей культа и одновременно с попытками призвать последователей всех религий и атеистов «здраво посмотреть на окружающий мир… и привести свое мировоззрение в соответствие с Истинным Учением Христа».
Вот – несколько «криминальных фрагментов»:
«Религия – самое тяжкое и отвратительное зло, приводящее к преступлениям, войнам, к социальной несправедливости, к примитивной духовности».
«Поныне всевозможные сатанисты – нынешние фарисеи и «священники» – «папы», «владыки», «отцы», «батюшки», «пастыри», «муллы», «имамы», проповедуют ложь, выдаваемую за истину, морочат головы невежественным людям».
«Религия основана на недостоверных знаниях, на вере в чудеса, на вере в существование выдуманных – мифических сверхъестественных, непознаваемых и всемогущих личностей – богов и прочих фантастических существ – духов, ангелов, демонов и т.п., на вере в существовании фантастического загробного мира и фантастической вечной жизни человека. Источником религиозного сознания является умственная недоразвитость, отсталость, невежество, несовершенное образование и воспитание. Любая религия есть не что иное как примитивная философия, т.е. идеология, основанная на примитивных идеях – понятиях, на мифах, на лжи и обмане, на мистификациях и фальсификациях, т.е. на недостоверной информации».
Отмечая антирелигиозные декларации Харламова, казахстанские эксперты одновременно заявляют о его принадлежности у христианству и религиозном характере написанных им работ. Вопрос следователя о том, можно ли «учение Харламова» рассматривать как новое религиозное течение эксперты оставили без ответа «из-за недостаточной информации в данных текстах и отсутствии их в методике».
Наибольший интерес в данном деле вызывают не специфические идейно-религиозные взгляды Харламова, а то, что публикация критических оценок, касающихся всех традиционных религий, рассматривается правоохранительными органами Казахстана как уголовное преступление. Следуя подобной логике в качестве уголовно наказуемого «разжигания розни или вражды» может быть квалифицирована любая публичная критика религиозных учений, их сторонников или социальных институтов и групп, поскольку она ведет к распространению в обществе негативных оценок объекта критике. Такой подход ведет к неправомерному ограничению права на свободу выражения и противоречит международным обязательствам Казахстана.
Не исключено, что с подобной практикой придется столкнуться и России после принятия обсуждаемых сейчас Госдумой поправок в законодательство, предусматривающих уголовную ответственность за «оскорбление религиозных чувств верующих».
ИСТОЧНИК: