Еще одна ловушка для гражданского общества

01.02.2011


 


Назарбаев «потеряет» всего три года – к такому выводу пришел лидер оппозиционной партии «Алга» Владимир Козлов, изучив законодательство. Во вчерашнем решении объявить досрочные выборы он видит еще одну ловушку для общества, позволяющую действующему президенту сидеть в «Ак орде» больше срока – не пять лет, а семь.


 


– Владимир Иванович, Назарбаев объявил о досрочных выборах, но какие есть в законодательстве для этого возможности?


–  В Конституции есть статья 94, часть 1 которой гласит:  «Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента Республики Казахстан и осуществляет их в течение срока, установленного решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок полномочий Президента Республики может быть сокращен постановлением Парламента Республики, принятом на совместном заседании его Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. В таком случае Мажилис Парламента в течение одного месяца назначает выборы Президента Республики Казахстан. Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».


 


– То есть нужно всего лишь постановление Парламента, и досрочные выборы станут реальностью?


– Да. И уже в ближайшие несколько месяцев. Но я хочу обратить внимание на другое. Эта 94-я статья Конституции,  можно сказать, «персональная»,  она написана именно под Назарбаева. В этой статье предусматривается именно для действующего президента срок полномочий 7 лет.


 


– Но в статье 41, часть 1, новой редакции Конституции четко сказано, что срок полномочий президента пять лет…


– Да, так и было бы, если бы не статья 94—1, которая специально оговаривает, что пятилетний срок полномочий предусмотрен только для президента, который будет избираться после 2012 года. Таким образом действующий президент, прерывая сегодня свои полномочия для проведения досрочных выборов, не оставляет потенциальным конкурентам возможностей подготовиться, с одной стороны, но главное — обеспечивает себе в случае своей победы кто еще может победить в таких условиях?) не пять, а семь (!) лет правления. То есть  в результате всех этих “ужимок и прыжков” президент “потеряет” всего три года своих полномочий, в сравнении с  референдумом, от которого он “с честью” отказался.


 


Беседовал Нурахмет КЕНЖЕЕВ (интернет-портал «Республика» 1.02.2011)





 


 


Досрочные выборы противоречат Конституции


 


Досрочные президентские выборы, объявленные Назарбаевым, точно так же неконституционны, как и инициированные недавно Парламентом поправки в Конституцию, считает президент фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев и предлагает внимательно прочитать Основной закон Республики Казахстан.


 


– Давайте внимательно прочитаем Конституцию. В разделе, посвященном президенту, его правам, полномочиям, механизму избрания и отрешения от должности, вообще не предусмотрено сокращение срока полномочий действующего главы государства. Так, согласно пункту 3 статьи 42 Конституции: «Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины». Но досрочное освобождение президента от должности согласно пункту 1 статьи 47 Конституции осуществляется только его «устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни».


 


Процедура установлена следующая: «В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из палат на основании заключе­ния комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур».


 


Иного механизма досрочного прекращения президентских полномочий Назарбаева нет, а это значит, что он не имеет конституционного права назначать досрочные президентские выборы.


 


Более того, если глава государства отрешается от должности или досрочно освобождается от нее, досрочные выборы не проводятся! Согласно пункту 1 статьи 48 Конституции «Президента Республики на оставшийся срок переходят к председателю Сената Парламента; при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к председателю Мажилиса Парламента; при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-министру Республики».


 


Сторонники Назарбаева будут ссылаться на статью 94 Конституции, которая гласит: «1. Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики  Казахстан,  действующим на момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента Республики Казахстан и осуществляет их в течение срока, установленного решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок  полномочий  Президента  Республики  может быть сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В таком случае Мажилис Парламента в течение одного месяца назначает  выборы  Президента  Республики  Казахстан.  Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение  одного  месяца  со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».


 


Но данная статья относится к переходным нормам, и именно поэтому она размещена в конце текста, а не в разделе, посвященному президенту. И эта статья позволяет сократить срок только тех президентских полномочий, которые были установлены решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года (выделено ред.).


 


Напомню, что в 1995 году Назарбаев был избран главой государства до 2000 года, и только этот срок мог быть сокращен «постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат». И никакой иной! Об этом четко говорит прилагательное «настоящий» в предложении «С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок  полномочий  Президента  Республики  может  быть  сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат».


 


О том, что решение Назарбаева провести в этом досрочные президентские выборы неконституционно прекрасно понимают в Астане. Именно поэтому были инициированы поправки в конституционные законы «О выборах в Республике Казахстан» и «О президенте РК», которые сегодня парламент принял к рассмотрению. Но поскольку Основной закон страны выше, чем конституционные законы, внесение поправок в последние не решает проблемы Назарбаева, которому нужно срочно переизбраться до того, как социально-экономическая ситуация в стране станет критичной благодаря росту цен, безработице и сокращению возможностей бюджета по финансированию социальных расходов.


 


Ведь если конституционные законы противоречат Конституции, то они заведомо являются неконституционными. Таким образом, чтобы назначить и провести досрочные выборы Назарбаеву нужно сначала поменять Конституцию.


 


Муратбек КЕТЕБАЕВ


 



 


Добавить комментарий

Смотрите также