Алматы, Бишкек, Брюссель, Душанбе, Париж, Вена, Варшава: 26 июня 2019 г.
Однажды ночью в июле 2018 года сотрудники милиции подъехали к дому Шахбоза Ахмадова в Яванском районе на юге Таджикистана и приказали молодому человеку сопровождать их в местный полицейский участок, чтобы помочь им в раскрытии преступления. Но по прибытию, они, как сообщается, отвели его в офис, закрыли дверь, обвинили его в нанесении ножевых травм человеку, начали его пинать, избивать и наносить удары электрошоком, пока он не признался. После того, как Шахбоз Ахмадов несколько дней содержался под стражей в милиции, жертва ножевого ранения сообщила сотрудникам милиции, что Шахбоз не был преступником. Сотрудники милиции отпустили его, но предупредили, чтобы он молчал о пытках. Но Шахбоз пошел на судебно-медицинскую экспертизу и подал жалобу в Генеральную прокуратуру. Первоначально было начато расследование, и двум из предполагаемых преступников были предъявлены обвинения. Но расследование имело существенные изъяны, и прокуратура закрыла дело. Преступники не были наказаны, и Шахбоз не обрел справедливости за свои страдания.
К сожалению, такие случаи, как ситуация Шахбоза Ахмадова, распространены во всех государствах Центральной Азии, хотя, в отличие от него, многие невинные люди обвиняются и осуждаются на основании признаний, полученных под принуждением; и многочисленные жертвы пыток и их родственники не подают жалобы, опасаясь репрессий со стороны преступников, и не питают никакой надежды на восстановления справедливости через систему уголовного правосудия. Часто, только когда человек умирает в результате пыток, родственники открыто об этом говорят.
В 2018 году Коалиции НПО Центральной Азии против пыток зарегистрировали 143 новых случая, связанных с заявлениями о пытках и других формах жестокого обращения в Казахстане, 377 в Кыргызстане и 44 в Таджикистане. Как в Узбекистане, так и в Туркменистане ни одна независимая НПО, работающая в области пыток, не смогла зарегистрироваться, и из-за репрессивного характера режимов активисты не смогли собрать надежную общенациональную статистику.
Сегодня Международный день Организации Объединенных Наций (ООН) в поддержку жертв пыток. И в этот день мы вновь обращаемся к правительствам стран Центральной Азии с призывом соблюдать принципы и дух Конвенции ООН против пыток. С конца 1990-х годов все пять стран Центральной Азии являются участниками Конвенции против пыток. Почему, спустя два десятилетия, брутальные методы пыток и жестокого обращения все еще широко распространены?
В течение многих лет местные и международные правозащитные группы регулярно обращали внимание на применение пытки, и многого удалось достичь. Гражданское общество оказало поддержку сотням жертв в их борьбе за справедливость, сформулировало политические рекомендации, пыталось вступить в диалог с лицами, определяющими внутреннюю политику, и выступало за внедрение изменений на международных площадках форумах по правам человека. Во многом благодаря этим усилиям для нескольких десятков жертв восторжествовала справедливость, а виновные были наказаны. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане были прецеденты, когда жертвы пыток или семьи умерших жертв получали некоторую компенсацию за моральный ущерб. Центральноазиатские НПО также предоставили не менее необходимые реабилитационные услуги жертвам пыток и их родственникам, особенно в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.
Важный прогресс был достигнут в укреплении законодательства против пыток во всех пяти странах, но слишком часто правовые гарантии не применяются, а должностные лица, которые не соблюдают их, не привлекаются к ответственности. Казахстан и Кыргызстан добились определенного прогресса, разрешив общественный надзор за местами ограничения и лишения свободы, и создав национальные превентивные механизмы (НПМ), хотя остаются проблемы, такие как недостаточные финансовые ресурсы НПМ в обоих странах. В Таджикистане был разрешен ограниченный мониторинг мест содержания под стражей через управление Уполномоченного по правам человека. В Кыргызстане и Таджикистане были предприняты значительные усилия для внедрения стандартов Стамбульского протокола в работу врачей, проводящих обследование жертв пыток.
Но для того, чтобы окончательно положить конец пыткам и жестокому обращению, власти должны публично признать истинный масштаб проблемы, опубликовать исчерпывающую статистику по делам и расследованиям, предоставить независимым наблюдателям полный доступ к местам содержания под стражей и решить укоренившиеся системные проблемы. Судебная власть во всех пяти странах не является независимой, и как в законодательстве, так и на практике позиция подсудимого общеизвестно слаба по сравнению с позицией обвинения. Сотрудники правоохранительных органов и тюрем часто не позволяют адвокатам посещать своих клиентов и разговаривать с ними конфиденциально. Жертвы, адвокаты и правозащитники подвергаются риску репрессий со стороны правоохранительных органов, когда заявляют о пытках, и остаются уязвимыми, не имея функционирующих механизмов их защиты. Ни одна из стран не создала независимых механизмов для расследования заявлений о пытках. Конфликт интересов препятствует эффективному проведению расследований, приводит к значительным задержкам и ведет к закрытию дел, часто несмотря на явные доказательства злоупотреблений. Врачи, которые осматривают жертв пыток, часто подвергаются давлению со стороны правоохранительных органов за регистрацию травм, полученных в результате пыток и других доказательств. Ни одна из стран Центральной Азии не принимает и не учитывает должным образом выводы независимых судебно-медицинских экспертов или психиатров в суде. Полицейским не хватает навыков для профессионального расследования преступлений, и, как правило, им удается получить признательные показания и сфабриковать доказательства под принуждением. Успешная борьба с пытками также требует борьбы с коррупцией в системе уголовного правосудия, поскольку должностные лица часто используют уязвимость подозреваемых и задержанных в своих личных целях.
Для получения дополнительной информации о проблемах, рекомендациях и отдельных случаях жертв пыток, пожалуйста, обратитесь к следующим документам:
- Казахстан: Commentaries of the Kazakhstani NGOs Coalition on UPR with respect to the Implementation of Recommendations by Kazakhstan based on the Results of the Consideration of the Second Periodic Report of Kazakhstan within the Framework of the UPR, Апрель 2019
- Кыргызстан: Protection of fundamental rights in Kyrgyzstan. Briefing paper ahead of EU-Kyrgyzstan human rights dialogue, Май 2019
- Таджикистан: Joint NGO submission to the United Nations Human Rights Committee ahead of the consideration of Tajikistan’s Third Periodic Report at the 126th session in July 2019, NGO Coalition against Torture and Impunity in Tajikistan, International Partnership for Human Rights, Helsinki Foundation for Human Rights, Июнь 2019
- Туркменистан: Submission for the UN Universal Periodic Review (UPR) of Tajikistan, Turkmen Initiative for Human Rights, Human Rights Watch, International Partnership for Human Rights, Октябрь 2017
- Узбекистан: Committee against Torture. Written information prior to the 66th session – adoption of the List of Issues, Association for Human Rights in Central Asia and International Partnership for Human Rights, Январь 2019