Президенту Республики Казахстан
К. Токаеву
Министру труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
С. Жакуповой
Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к властям Казахстана с призывом не допустить возможные депортации афганских женщин, проживающих в Казахстане. В случае депортации они подвергнутся преследованиям, насилию и риску для жизни.
После прихода талибов к власти в 2021 году Афганистан переживает глубокий гуманитарный кризис, который особенно тяжело сказывается на женщинах. Им запрещено учиться в университетах и средних школах, запрещено работать, резко ограничены свобода передвижения и доступ к общественным пространствам и услугам. Поэтому, если их депортируют в страну происхождения, их основные права окажутся под ещё более серьёзной угрозой.
ООН и международные правозащитные организации неоднократно обращали внимание на катастрофическое положение девочек и женщин в Афганистане после возвращения режима талибов. Руководящие принципы УВКБ ООН по международной защите лиц, покидающих Афганистан, отчёт ACCORD по Афганистану, доклад Amnesty International «Теневой брифинг: Положение женщин и девочек в Афганистане» и другие источники требуют оказания всесторонней поддержки тем, кому удалось бежать, спасаясь от угрозы для жизни и безопасности.
Мы глубоко обеспокоены тем, что текущие процедуры предоставления убежища в Казахстане фактически делают невозможным получение защиты для афганских женщин. Министерство труда и социальной защиты требует от просителей убежища официальных документов о преследовании от властей страны происхождения — требование, которое уже создаёт серьёзные трудности для большинства просителей, но полностью невыполнимо для женщин из Афганистана.
После прихода талибов к власти афганские женщины столкнулись с серьёзными ограничениями на передвижение и посещение государственных учреждений, что делает невозможным получение каких-либо документов от госорганов. Контактировать с властями Афганистана также может быть опасно. Кроме того, женщины часто подвергаются гендерно-обусловленному насилию — принудительным бракам, домашнему насилию, запрету на обучение и работу. Такие формы насилия практически никогда не регистрируются официально, поэтому получить документы, подтверждающие преследование, невозможно.
Также власти Казахстана требуют предоставления доказательств преследования именно талибами. Однако талибы по очевидным причинам не будут выдавать бумаги, свидетельствующие о собственных преступлениях. Более того, раскрытие своей личности представителям талибов или посещение афганского посольства для получения документов может поставить женщин под прямую угрозу преследования или расправы.
Министерство труда и социальной защиты и Комиссии по осуществлению процедуры присвоения, продления, прекращения и лишения статуса беженца при территориальных органах Управления занятости и социальных программ должны учитывать эти обстоятельства при рассмотрении дел.
Такие требования создают непреодолимые барьеры, что приводит к систематическим отказам афганским просителям убежища. Без юридического статуса в Казахстане афганские женщины лишены права работать, пользоваться медицинскими и образовательными услугами, и живут в постоянном страхе депортации.
Официальная статистика подтверждает крайне низкий уровень признания беженцев в Казахстане. Отсутствие гендерно-разделённых данных скрывает реальное положение женщин, делающих их страдания невидимыми.
Эти системные проблемы уже приводят к последствиям. В ряде задокументированных случаев власти Казахстана передавали или угрожали передать личную информацию афганских просителей убежища талибам. Некоторые из них сотрудничали с западными государствами или организациями и находятся под особым риском. Многие афганские женщины, добивающиеся статуса беженца, публично выступали за права женщин и подвергались угрозам принудительного брака и даже смерти со стороны талибов. Несмотря на предоставленные доказательства угроз, им всё равно грозит депортация после отказа в статусе беженца.
Мы напоминаем Правительству Казахстана о его международных обязательствах:
– Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол 1967 года
– Конвенция против пыток (статья 3)
– Принцип невысылки, который категорически запрещает возвращать людей в страны, где им грозит преследование, пытки или смерть
Депортация афганских женщин, проживающих в Казахстане, станет прямым нарушением этих обязательств и создаст непосредственную угрозу их жизни.
Мы настоятельно призываем Правительство Казахстана:
1. Не допустить возможные депортации афганских женщин.
2. Пересмотреть их заявления с учётом достоверных и документированных угроз и признать их беженцами, если они соответствуют критериям Конвенции 1951 года.
3. Работать с международными партнёрами над поиском безопасных гуманитарных решений, включая переселение в третьи страны.
После восстановления экономических и торговых связей с Афганистаном под властью талибов правительство Казахстана исключило талибов из списка террористических организаций и фактически перестало предоставлять статус беженца афганским гражданам.
По данным международных организаций, в Казахстане зарегистрировано около 1 500 афганцев, почти половина из которых — женщины и дети. Тем не менее уровень признания остаётся катастрофически низким: в 2024 году из 383 заявлений лишь 11 были удовлетворены. Это оставляет сотни афганских женщин и их семей в правовом вакууме, без защиты и под постоянной угрозой депортации.
Это обращение — не только вопрос жизни и смерти афганских женщин, но и проверка приверженности Казахстана фундаментальным правам человека и международным обязательствам.
Мы призываем вас действовать незамедлительно и проявить гуманность, пока не стало слишком поздно.
С уважением,
Подписавшиеся:
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан)
Афгано – центрально-азиатская ассоциация (Великобритания)
Международное партнерство по правам человека (Бельгия)
Норвежский Хельсинкский комитет (Норвегия)
BaSN – Бизнес как природа (Португалия)
EOS – Ассоциация обучения, взаимодействия и развития (Португалия)
CooLaboa, социальная интервенция (Португалия)
AKTO – Права человека и демократия (Португалия)
Ассоциация Project Criar (Португалия)
Женские права для женщин (Турция)
Dansk Kvindesamfund – Датское женское общество (Дания)
Демократическая ассоциация по защите интересов и равенства женщин (Португалия)
Ассоциация «Женский век XXI» (Португалия)
Dignity – Ассоциация за права женщин и детей (Швейцария)
Men Nón – Ассоциация женщин Сан-Томе и Принсипи в Португалии (Португалия)
Ассоциация «Быть женщиной» (Великобритания)
Португальская платформа по правам женщин (Португалия)
Права человека без границ (Бельгия)
Asociación Alma (Испания)
Eh mademoiselle (Франция)
Amnesty Sciences Po Lyon – Амнистия Sciences Po Лион (Франция)
ACAT (Франция)
Clitasso-santé (Франция)
Union Pirate Caen / Union Pirate Nantes / Union Pirate Brest / Union Pirates Rennes (Франция)
Les penseurs des plaies (Франция)
Feminicêtre (Франция)
Union Feminist d’Assas (Франция)
Brest Insoumis (Франция)
Stop VOG (Франция)
Les Fallopes (Франция)
Upec en commun (Франция)
Nouvelles Rênes (Франция)
Grève féministe – Феминистская забастовка (Франция)
Международный фонд истиной надежды (США)
ФОТО: AP
