Специальному докладчику ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Дэвиду Кайе,
Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлему Дезиру
Казахстан ввел режим чрезвычайного положения с 16 марта 2020 года на всей территории страны для борьбы с коронaвирусной инфекцией и предотвращения экономического кризиса в стране на фоне снижения нефтяных котировок, девальвации национальной валюты и сокращения спроса на сырье, которое экспортируется из Казахстана.
Введение чрезвычайного положения ограничивает реализацию гражданских, политических, экономических прав граждан Казахстана. Введены временные ограничения на свободу передвижения, свободу мирных собраний приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей.
Во многом для таких государств, как Казахстан, в ООН призвали не использовать пандемию коронавируса как предлог для нарушения гражданских прав и свобод, а также для подавления инакомыслия.
«В отношении COVID-19 чрезвычайные полномочия должны осуществляться для правомерных целей в области здравоохранения, а не как основание для подавления инакомыслия, замалчивания деятельности правозащитников и журналистов или для принятия любых других действий, которые не являются необходимыми для решения проблем в области здравоохранения», – указывается в Руководстве ООН по борьбе с COVID-19. Эксперты ООН опасаются, что некоторые государства и их спецслужбы могут воспользоваться пандемией как поводом для введения чрезмерных ограничений прав и свобод.
С учётом этих рекомендаций ООН ситуация в Казахстане представляется достаточно тревожной.
Ограничения профессиональных прав журналистов и СМИ
Помимо Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении», где уже содержатся ограничения свободы выражения мнений, свободы слова и доступа к информации, местные органы власти принимают дополнительные ограничительные меры.
Например, не везде СМИ отнесены к категории организаций или учреждений, деятельность которых должна продолжаться даже в условиях чрезвычайного положения, поэтому:
– журналисты испытывают сложности в передвижении в городах, в которых объявлен карантин. Введена сложная система подтверждения их профессионального статуса через различные электронные базы данных. Это осложняет работу иностранных медиа и их собкоров в стране, так как они имеют аккредитацию, выданную Министерством иностранных дел РК и не имеют национальных бизнес-идентификаторов для включения их в базы данных;
– печатная пресса испытывает проблемы, связанные с розничным распространением тиражей из-за режима карантина;
– затрудняется доступ к информации о деятельности государственных органов, запросы информации обрабатываются с нарушением сроков; брифинги и пресс-конференции представителей государственных органов проходят в онлайн-формате без участия журналистов. Репортеры отмечают, что острые и резонансные вопросы остаются без ответа со стороны государственных органов во время брифингов и пресс-конференций. Журналисты испытывают трудности с освещением судебных процессов из-за технических сложностей и проблем со связью. Ограничивается право граждан на гласность судебного разбирательства.
Уголовное преследование граждан, аресты гражданских активистов, блогеров и журналистов
Режим чрезвычайного положения многократно усиливает меры ответственности и наказания за совершение административных правонарушений и уголовных преступлений.
Несмотря на многочисленные рекомендации Совета ООН по правам человека, договорных органов и специальных процедур ООН в Казахстане до сих пор не декриминализованы клевета и оскорбление, активно применяются уголовные наказание (лишение свободы в том числе) за возбуждение розни (статья 174 Уголовного кодекса РК) и распространение заведомо ложной информации (статья 274 Уголовного кодекса Казахстана).
За один месяц действия чрезвычайного положения были задержаны, арестованы или находятся под подпиской о невыезде:
– журналистки Зауре Мирзаходжаева и Мария Мельникова проходят в качестве свидетелей с правом на защиту по уголовным делам по статье 274 УК РК после их публикаций.
– бывший медиаменеджер и руководитель одного из национальных телеканалов Арман Шураев (уголовное дело возбуждено после публикации интервью в одном из изданий Казахстана, в настоящее время дело прекращено);
– гражданский активист Альнур Ильяшев (уголовное дело возбуждено после публикации критических постов в социальной сети в отношении деятельности правящей партии «Нур Отан»);
– журналист Улан Шамшет;
– блогер и гражданский активист Геннадий Крестьянский;
– блогеры Диас Молдалимов и Арман Хасенов;
Обсуждение законопроектов, которые регулируют деятельность журналистов и СМИ, в Парламенте без участия профессионального сообщества
Несмотря на введение чрезвычайного положения, Парламент Республики Казахстан продолжил рассмотрение законопроекта «О порядке организации и проведения мирных собраний». Законопроект предусматривает правовое регулирование деятельности журналистов по освещению мирных собраний. Например, журналисты обязываются соблюдать порядок и не препятствовать деятельности государственных и правоохранительных органов при проведении мирных собраний, в свою очередь, государственный уполномоченный орган (министерство информации и общественного развития РК) должен принять специальные правила для журналистов. Этот законопроект обсуждался без участия представителей журналистского сообщества в нижней палате Парламента Республики Казахстан.
Уважаемые господа,
Просим вас обратиться к Президенту, Правительству и Парламенту Республики Казахстан с призывом:
– строго следовать рекомендациям ООН и воздерживаться от использования введенного чрезвычайного положения для подавления любой общественной критики действий властей и преследования тех, кто пользуется своим правом на свободу слова и выражения мнения, получения и распространения информации
– о недопустимости ограничений свободы выражения мнений, свободы слова и доступа к информации, ограничений профессиональных прав журналистов и СМИ в период чрезвычайного положения;
– о декриминализации всех деяний, которые связаны с реализацией права на свободу выражения мнений в уголовном законодательстве Республики Казахстан (клевета, оскорбление, распространение заведомо ложной информации, возбуждение розни).
Подписи:
Евгений Жовтис, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности,
Диана Окремова, ОФ «Правовой медиа-центр»,
Тамара Калеева, ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз»,
Марат Бигалиев, Представительство Интерньюс в Казахстане