В ЧЕХИИ ПОД УГРОЗОЙ ДЕПОРТАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ СЕМЬИ БЕЖЕНЦЕВ ИЗ КАЗАХСТАНА

25.06.2009

 

В ЧЕХИИ ПОД УГРОЗОЙ ДЕПОРТАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ СЕМЬИ БЕЖЕНЦЕВ ИЗ КАЗАХСТАНА

25 июня 2009 г.

 ОБРАЩЕНИЕ

Вице-президенту Европейской Комиссии по вопросам правосудия, свободы и безопасности господину Жаку Барро

Господин Комиссар!

Мы крайне обеспокоены положением казахстанских беженцев, находящихся в настоящий момент в Чешской Республике и Республике Словения. Убедительно просим Вас внимательно отнестись к сложившейся ситуации. Речь идет о многих десятках ищущих убежище гражданах Казахстана. Всего их в нашем списке 222 человека, из них 54 несовершеннолетних, родившихся в эмиграции. Многие члены этой группы связаны родственными отношениями. Все эти люди вынуждены были покинуть свою страну по одной и той же причине – власти Казахстана начали преследовать их и членов их семей из-за их религиозных убеждений, и, под предлогом борьбы с религиозным экстремизмом, грубо нарушали права этих людей на свободу вероисповедания, свободу совести и свободу слова. Миграционные и судебные инстанции Чехии и Словении уже отклонили  ходатайства многих из них о предоставлении убежища. Когда возникла угроза депортации, несколько семей выехали в Австрию, Францию, Нидерланды и другие страны Евросоюза, надеясь, что так они смогут избежать принудительного возвращения в Казахстан.

В настоящее время в Чехии в закрытом лагере для беженцев «Bella Jezova» в ожидании депортации находится гражданин Казахстана Бауыржан Имангалиев вместе со своей беременной женой и двумя малолетними детьми. В Казахстане он подвергался преследованиям со стороны властей по религиозным мотивам. Чехия настаивает на принудительном возвращении Бауыржана и его близких в страну исхода, считая, что опасения ищущего убежище необоснованны. Выводы миграционной службы Чешской Республики, принявшей решение о депортации, явно не учитывают того, что четверо его единомышленников, оставшихся в Казахстане, попали в заключение по сфабрикованным обвинениям, а еще несколько живут в постоянном ожидании ареста. Одновременно с Бауыржаном Имангалиевым из Западного Казахстана в страны СНГ и Западной Европы вынуждены были уехать 50 семей и шестеро одиноких людей. Обратно вернулась лишь семья из пяти человек, и по данным, полученным ассоциацией “Права человека в Центральной Азии”, преследования властями членов этой семьи возобновились.

История беженцев

В Западном Казахстане, начиная с 90-х годов прошлого века, отдельные группы мусульман организовывали независимые общины, неподконтрольные “официальным” религиозным структурам. Причиной этому послужило нежелание верующих смешивать религию с государственной политической пропагандой, что является распространенной практикой в «официальных» мечетях, контролируемых властными структурами. Однако, лица, исполнявшие религиозные обряды не в официальных мечетях, а, к примеру, у себя дома, в кругу близких, сразу же привлекли к себе пристальное внимание правоохранительных органов. В первую очередь, наблюдение было установлено за мужчинами с бородой и женщинами в хиджабе. Под разными предлогами их увольняли с работы, соседям настоятельно рекомендовали не общаться с ними. Попытки верующих собраться вместе, даже в дни праздников, приводили к их задержанию, приводу в милицейский участок и принудительному дактилоскопированию.

Репрессии лишь усилили религиозные настроения в Западном Казахстане, особенно в городах Атырау и Жанаозене, где образовались религиозные общины приверженцев ислама, отделенного от государственной пропаганды. Как только численность общины достигла 50 человек (по официальным данным 100 человек), началась волна арестов ее членов.

В конце 1999 и в начале 2000 гг. преследования этой категории лиц активизировались. По версии преследуемых, власти таким образом хотели воспрепятствовать формальной регистрации общины верующих как религиозной организации. Однако ее члены, не желавшие смешивать религию с государственной пропагандой, и сами принципиально не хотели становиться частью Духовного управления мусульман Казахстана, в которое входят все официально зарегистрированные в стране мусульманские религиозные организации.

В соответствии со взятыми на себя международными обязательствами, Казахстан не может открыто преследовать граждан за их религиозные убеждения, поэтому борьба с неугодными ведется посредством фабрикации обвинений. Правоохранительные органы начали подбрасывать наркотики и оружие представителям активной части упомянутой религиозной общины, что позволяло привлекать их к уголовной ответственности. К арестованным применяли жестокое обращение, добиваясь показаний против себя и других членов общины.

В первую очередь, аресты коснулись имамов, а также предпринимателей, которые направляли часть своей прибыли на нужды членов общины. В 2001 году был арестован Генжетай Карабалаев, 1976 г.р., уроженец пос. Ленинский Ташаузской области Туркменистана. В том же году арестован имам общины в г.Жанаозен Берик Кызанбаев. Его заменил  Нурасыл Артыкбаев, которого также вскоре задержали; следующий имам, не дожидаясь ареста, покинул страну. Аналогично складывалась ситуация и в городе Актау: имамы Аманжол Мамбетов и Адилжан Муздыбаев в настоящее время находятся в местах лишения свободы, а их преемник был вынужден эмигрировать в 2006 году. 14 активных членов этой общины были осуждены, 4 из них находятся в заключении, из них двое лишены свободы в 2007 и 2009гг. 222 человека эмигрировали в страны Евросоюза и СНГ.

Положение в Чехии

Основная часть беженцев, имеющих отношение к этой общине, прибыла в Чехию из Казахстана в декабре 2006 г. Все члены группы сразу обратились к чешским властям с ходатайствами о предоставлении убежища. При опросах беженцев представителем Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» выяснилось, что они не имели никакого представления о своих правах и полностью следовали советам прикрепленных к ним социальных сотрудников, доверившись им.

Первое интервью с беженцами проводилось сотрудниками миграционной службы Чехии (OAMP MV CR[1]) через переводчика с чешского языка на русский. Ответы беженцев фиксировались на чешском языке. Только при обжаловании отказов, вынесенных первой инстанцией, многие просители поняли, что негативные решения в отношении них вынесены на основании данных, которые не имеют никакого отношения к содержанию ответов на вопросы, задававшихся на первых интервью – настолько сильно оказались искажены при переводе предоставленные ими сведения.

Во время повторных встреч с сотрудниками миграционных служб многие беженцы испытывали грубое отношение к себе; нередко им задавали вопросы, задевающие их человеческое достоинство, национальные и религиозные чувства.

Все попытки оспорить недостоверную информацию, попавшую в истории беженцев из-за неточного перевода на чешский язык, систематически отклоняются судами. Обращения заявителей в миграционные инстанции о нарушениях процедурного характера рассматриваются необъективно. Представители партнерских организаций УВКБ ООН пока весьма пассивно относятся к ситуации этих людей. По словам беженцев, в период, пока шло рассмотрение дела, сотрудники социальных служб не раз говорили им, что «столько мусульман Чехии не нужно», и поэтому позитивного решения им не видать.

В результате, более 100 беженцев, в том числе малолетние дети, остались без медицинской помощи, многие лишены жилья и пособий. Им предписано покинуть территорию Чехии без права подачи нового заявления.

Угрозы, связанные с  возвращением

Имена почти все этих просителей убежища хорошо известны казахстанским властям, поскольку национальное законодательство Чехии требует информировать о рождении иностранцами детей то государство, гражданами которого являются их родители. Таким образом, правоохранительные органы Казахстана осведомлены о беженцах, попросивших убежища в Чехии, и ожидают их возвращения. Этот факт неоднократно подтверждали оставшиеся в Казахстане родственники беженцев из этой группы: к ним все чаще стали приходить представители службы безопасности, которые угрожающим тоном говорят, что для беженцев будет лучше, если они вернутся сами.

Преследуя членов этой общины, казахстанские власти классифицируют их как «ваххабитов», «салафитов», членов секты «Чистый ислам», причисляя их, таким образом, к последователям радикальных течений ислама.

В этом контексте необходимо учесть, что весной текущего года в общий список организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-участниках ОДКБ[2], была включена и так называемая «Салафийя». Этот факт, сам по себе, дает веские основания полагать, что, в случае возвращения беженцев в Казахстан, им грозит реальная опасность. Вряд ли в условиях Казахстана они смогут защитить свои конституционные права. Крайне велика вероятность того, что они так же, как и их единомышленники, окажутся в заключении по сфабрикованным обвинениям.

В своем последнем письме в Ассоциацию «Права человека в Центральной Азии», заявитель Имангалиев, ожидающий депортацию из Чехии в Казахстан, отчаявшись, написал нам: «Если я буду вынужден давать показания под пытками, я заранее прошу прощения у всех, кого это будет касаться. Я благодарен Чехии за временный приют и мне жаль, что мою просьбу об убежище истолковали не правильно. Истинно верующий человек не может желать плохого другому человеку. Я просил убежище ради жизни и своих детей. Я просил, но не требовал. Я желаю вам мира в этой и иной жизни.»

Господин Комиссар,

Убедительно просим Вас помочь приостановить принудительное возвращение семьи Бауыржана Имангалиева и сделать все возможное для пересмотра дел этой группы заявителей. Мы считаем недопустимым преследовать человека за то, что он практикует религию и осуществляет обряды в приватной обстановке. Доказательством предвзятого и грубого отношения правоохранительных органов Казахстана к этой группе мусульман могут послужить видимые следы пыток и другого физического насилия на телах некоторых из них. Описанная нами ситуация составлена по результатам индивидуального опроса просителей, собранных документов, по наблюдениям правозащитников и независимых  журналистов.

Просим Вас, господин Комиссар, обратить пристальное внимание на проблему нарушения свободы совести граждан в Казахстане в «Диалоге по правам человека» и действующей программе «Инициатива ЕС по верховенству права» в рамках принятой Стратегии Европейского Союза активного сотрудничества с государствами Центральной Азии.

Хочется надеяться, что Вы проявите участие в судьбе этих граждан Казахстана, и правительством Чешкой Республики и Республики Словении будут добросовестно соблюдаться обязательства по выполнению международных и европейских соглашений в области прав человека, а также будет устранена правовая коллизия, из-за которой Чехия нарушает режим конфиденциальности информации о местонахождении просителей статуса беженца.   

Просим Вас, господин Комиссар, принять заверения в нашем искреннем уважении, 

 

Надежда Атаева, президент ассоциации «Права человека в Центральной Азии», Франция.
Тел.: +336144070; Факс: + 33243396640; E-mail: asiecentrale@neuf.fr 

Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Казахстан. Тел./факс: + 77272 254271; E-mail: zhovtis@bureau.kz 
Лауреат следующих международных премий: Международной премии Европейского Союза и США за вклад в развитие демократии и гражданского общества в Казахстане за 1998 год; премии Международной лиги за развитие прав человека за 1999 год; премии признания Международной Хельсинкской федерации за 2005 год; премии Фонда имени Фридриха Эберта в области прав человека за 2007 год.

Мутабар Таджибаева, руководитель правозащитной организации «Клуб пламенных сердец», Узбекистан Tel.:+33 647417248; E-mail: mutabartadjibaeva@gmail.com
Лауреат следующих международных премий: премии Мартина Энналса, ноябрь 2008; премии Госдепартамента США “Женщине за исключительную храбрость”, март 2009. Награждена медалью Французской Республики “Свобода, Равенство и Братство”, декабрь 2008.

 


Добавить комментарий

Смотрите также