ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Коалиции НПО Казахстана против пыток в связи с переводом пенитенциарной системы в ведение МВД
г. Алматы 9 августа 2011 года
Коалиция казахстанских НПО против пыток выражает крайнюю обеспокоенность в связи с принятием Указа президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «О пенитенциарной системе» от 26 июля 2011 года, согласно которому пенитенциарная система передается из ведения Министерства юстиции в ведение Министерства внутренних дел.
Решение вернуть КУИС в систему МВД противоречит намерениям Республики Казахстан привести систему исполнения уголовных наказаний к общепризнанным международным стандартам, заявленным в Концепции правовой политики государства на период 2010-2020 годов.
1 января 2002 года Казахстан одним из первых государств в регионе принял решение о переводе пенитенциарных учреждений из ведения МВД в ведение Минюста[1]. В апреле 2004 года были переданы в ведение Минюста следственные изоляторы.[2] Тем самым Казахстан заявил о своем стремлении к гуманизации и либерализации уголовно-исполнительной политики.
Система исполнения наказаний, управляемая полицейским ведомством, по оценке международного сообщества, является одной из самых репрессивных моделей в мире, так как не способствует ни эффективному решению задач пенитенциарной политики, ни соблюдению основных гарантий по защите прав человека.
ОБСЕ рекомендует своим государствам-участникам использовать модель организации пенитенциарной системы, которая находится в компетенции Министерства юстиции.
Требование о переводе тюремной системы в ведение гражданского управления является одним из условий членства в Совете Европы.
Комитет ООН против пыток в своих рекомендациях Казахстану 17 мая 2001 года также указал на необходимость передачи «ответственности за тюрьмы от министерства внутренних дел к министерству юстиции, разрешив демилитаризацию пенитенциарной системы».
Международный Пакт ООН о гражданских и политических правах, ратифицированный Казахстаном, требует соблюдения презумпции невиновности и установление эффективных гарантий защиты прав человека на этапе предварительного следствия, что не совместимо с контролем МВД над следственными изоляторами.
Таким образом, перевод в ведение МВД пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов не только нарушает международные обязательства Казахстана, но и способствует созданию закрытой уголовно-исполнительной системы, что еще более обострит сегодняшние проблемы в тюрьмах и в уголовном правосудии в целом.
Коалиция казахстанских НПО также выражает свое несогласие с недемократическим характером принятия решения по такому важному для общественности вопросу как реорганизация государственных органов. Перевод всей уголовно-исполнительной системы в военизированное учреждение, имеющий важные социально-политические и финансово-экономические последствия, был осуществлен за «закрытыми дверями», без предварительных общественных обсуждений, научных экспертиз и международной правовой оценки. Это полностью противоречит положениям Концепции правовой политики государства, в которых говорится о системной нормотворческой деятельности и «максимальном учете общественного мнения в ходе осуществления правовой политики».
Коалиция НПО против пыток настаивает на необходимости пересмотра принятого решения, а также призывает власти приступить к широкому обсуждению вопроса о целесообразности передачи КУИС в МВД с привлечением научных, практических и международных специалистов по данному вопросу для обеспечения принципа демократичности правовой политики и соблюдения принятых государством обязательств.
Коалиция НПО Республики Казахстан против пыток:
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека
Международный центр журналистики MediaNet
Общественный фонд “Сауыгу”
Центр исследования правовой политики
Центр развития и адаптации “Феникс”
Южно-казахстанская ассоциация юристов, ОНК по ЮКО
ОО «Региональный центр новых информационных технологий»
[1] Закон Республики Казахстан от 16.07.2001 N 244-2 “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы и статуса ее работников”
[2] Указ Президента от 23 декабря 2003 N 1255 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».