Заявление Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности рассматривает отказ заключенному правозащитнику Евгению Жовтису в условно-досрочном освобождении (УДО) как абсолютно неправовой акт, в очередной раз доказывающий политическую составляющую этого уголовного дела.
Заявление Евгения Жовтиса об условно-досрочном освобождении было рассмотрено 18 января на заседании Комиссии исправительного учреждения ОВ 156/13. По итогам заседания осужденному правозащитнику было отказано в условно-досрочном освобождении.
Основанием для отказа послужило ходатайство начальника отряда участка ОВ 156/13 об отказе в УДО. Начальник отряда мотивировал свое ходатайство тем, что Е.Жовтис «имеет два погашенных взыскания, одно из которых погашено вчера, не имеет ни одного поощрения, в СПП (Секции правопорядка) не состоит по личному убеждению». На этом основании был сделан вывод, что Е.Жовтис «не встал на путь исправления и нуждается в дальнейшем отбывании наказания». В ходе рассмотрения вопроса не прозвучало ни одной положительной характеристики в адрес Е.Жовтиса. Со стороны администрации не была представлена развернутая социально-психологическая характеристика осужденного, что не позволяет составить криминологический портрет личности осужденного. Начальник отряда делал упор лишь на взысканиях и отсутствии поощрений.
Бюро по правам человека убеждено, что указанные причины отказа в предоставлении УДО Евгению Жовтису являются абсолютно неправомерными и свидетельствуют об откровенно предвзятом отношении администрации колонии к правозащитнику. Нет никаких разумных объяснений заявлению Комиссии, что Евгений Жовтис «не встал на путь исправления». Сама по себе эта формулировка в контексте того, что он осужден за совершение преступления по неосторожности звучит как издевательство над здравым смыслом, потому что невозможно встать на путь исправления от неосторожности. В данном случае разговор может идти о проявлении недисциплинированности, склонности к правонарушениям и несоблюдению режима содержания, неуважении к администрации колонии. Но и в этом случае администрации колонии нечего предъявить Евгению Жовтису.
1. На момент подачи заявления на условно-досрочное освобождение у Жовтиса не было ни одного нарушения, могущего явиться основанием для отказа. Взыскания, которые были на него наложены прежде, на момент подачи заявления на УДО полностью погашены.
2. Вступление в СПП не является юридически обязательным и тем более не может рассматриваться в качестве условия освобождения. Любая попытка использовать это в качестве препятствия для выхода на УДО является неправовой и может рассматриваться как проявление политической составляющей. Иных объяснений просто не существует.
3. Хотя законодательство Казахстана и не предусматривает членства в СПП, но закон требует участия заключенных в культурно-массовой и спортивной работе в колонии. Именно этим Жовтис активно занимался в течение всего срока заключения, уже отбытого в данной колонии. В течение всего своего пребывания в колонии Евгений Жовтис активно оказывал юридическую помощь, как для сотрудников колонии, так и для осужденных. Однако всего этого оказалось недостаточно, чтобы получить от администрации хотя бы одно поощрение.
Учитывая то, с какими правовыми нарушениями осудили Жовтиса, как его избирательно и незаконно содержали всё это время в колонии, есть все основания предполагать, что выйти из заключения досрочно ему не позволят. Видимо, это связано с тем, что в преддверии референдума о продлении полномочий действующего президента Казахстана власти боятся Жовтиса на воле. Он с его принципиальностью в отстаивании прав и свобод граждан сегодня как никогда опасен для тех, кто пытается лишить всех граждан Республики Казахстан их конституционного права избирать и быть избранным.
В этой связи Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности рассматривает решение об отказе в условно-досрочном освобождении Евгения Жовтиса колонии как политически мотивированное и требует его незамедлительного пересмотра.
Казахстанское международное бюро по правам человека
и соблюдению законности