Видео с пытками осужденного в Акмолинской области, распространенное в интернете, не оставило равнодушными многих казахстанцев.
Член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, доктор юридических наук Куат Рахимбердин дал «Юридической газете» эксклюзивное интервью, рассказав о проблемах пыток в «зеркале» происшествия в Акмолинской области.
– Куат Хажумуханович, вы много и системно занимаетесь проблемой пыток в Казахстане. Что вы можете сказать о диком происшествии в Акмолинской области с избиением и унижением осужденного и в целом о существующей проблеме.
– Об этих системных проблемах соблюдения прав и свобод человека в органах и учреждениях УИС Казахстана, я писал в своей монографии «Преодоление наследия Гулага: из прошлого в современность уголовно-исполнительной системы Казахстана», вышедшей в прошлом году. К сожалению, руководство пенитенциарной системы Казахстана не вынесло для себя уроков из данного научного исследования.
Как показывает практика, в нашей системе исполнения наказаний остаются сильными традиции карательной, репрессивной гулаговской системы. Этот «тюремный синдром» необходимо преодолеть, иначе мы обесценим жизнь и человеческое достоинство наших граждан, оказавшихся по ту сторону лагерного забора. Как известно, в человеческом обществе существует достаточно много аксиом, то есть, истин, не требующих доказательств.
Одной из таких аксиом, является абсолютный запрет пыток и жестокого, бесчеловечного обращения. Пытки не допустимы и им нет оправдания, даже в условиях военных действий и чрезвычайного положения. Такова бескомпромиссная позиция международных стандартов ООН, да и национальный законодатель с ней солидарен, поскольку существует уголовная ответственность за пытки и иное бесчеловечное обращение (ст. 146 УК РК).
Однако, несмотря на эту аксиому и на то, что Казахстан, перед всем миром взял на себя обязательства соблюдать международные стандарты ООН о противодействии пыткам, некоторым сотрудникам пенитенциарных учреждений, совершенно не писан закон и даже элементарные представления о добре и зле. И до международного имиджа нашей страны, ее престижа – таким с позволения сказать, государственным служащим нет никакого дела.
Попавшие в социальные сети 3 сентября 2023 года видеокадры жестокого избиения осужденного Тимура Данебаева сотрудниками пенитенциарного учреждения Акмолинской области за его отказ от уборки туалетов не только шокируют, но и обнажают системную проблему. Это проблема организации труда осужденных, преодоления гулаговских «осколков», связанных с принуждением осужденных к безвозмездному и унизительному для них труду.
Унизителен он, в первую очередь, потому, что в местах лишения свободы, до сих пор существует социальная стратификация осужденных, имеющая неофициальный характер, но способствующая сохранению криминальной субкультуры и ее традиций. Отказ осужденного убирать общий туалет, вероятно, был обусловлен не только его вполне понятной брезгливостью, но и, по-видимому, нежеланием получить со стороны осужденных, принадлежащих к привилегированным «стратам», презрительную оценку и, как следствие – ухудшение условий своего существования в пенитенциарном учреждении.
Однако наиболее острой и резонансной выступает системная проблема беззащитности человеческого достоинства осужденных, в условиях изоляции от общества.
– Как вы оцениваете действия сотрудников учреждения в данном случае?
Осужденного Тимура Данебаева подвергли избиению сотрудники пенитенциарного учреждения, которые должны олицетворять государственную власть, законность и правопорядок!
Как бы то ни было, но эти действия выглядят преступными, поскольку означают пытки, примененные в качестве мести за отказ от выполнения требований этих сотрудников и, по-видимому – для устрашения других осужденных.
Если ознакомиться с содержанием Конвенции ООН против пыток и со ст. 146 УК РК, то признаки пыток в содеянном ретивыми сотрудниками пенитенциарного учреждения Акмолинской области, буквально бросаются в глаза.
Увы, но в этой истории есть и другая системная проблема. Сотрудники пенитенциарного учреждения применили силу к заключенному, который отказался выполнять их требования. Правомерным или нет оно было, должно установить объективное расследование.
Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан предусматривает, что сотрудники пенитенциарных учреждений, могут применять физическую силу и специальные средства в отношении осужденных. Но, при этом, основания для такого применения довольно нечеткие и сопровождаются оговоркой о том, что применение физической силы и спецсредств, не должно быть направлено на унижение человеческого достоинства осужденных и иных лиц.
Вполне очевидно, что сотрудники учреждения применили физическую силу чрезмерно, без всякой необходимости, плохо понимая, что творят. Их словно не научили, что можно делать, а что нельзя, когда в твоих руках резиновая дубинка, электрошокер и другие средства принуждения. И, похоже, не научили элементарной человечности. Заключенного били так, как будто для истязателей это совершенно обыденное, обычное мероприятие!..
Все это происходило в пенитенциарном учреждении столичного региона, недалеко от столицы, города Астаны. Резонанс данного происшествия, несомненно, будет влиять негативным образом на международный престиж нашей страны. По существу, сотрудники учреждения, действовали против курса Главы нашего государства, направленного на то, чтобы в Казахстане уважалось и всемерно защищалось человеческое достоинство каждого гражданина. Если подобные вещи происходят в столичном регионе, буквально под «боком» у центральных надзорных ведомств, что говорить об учреждениях, находящихся в отдаленных регионах Казахстана и о существующих в них порядках.
– Как отреагировало на противоправное действие сотрудников пенитенциарного учреждения руководство?
– К чести руководства правоохранительных органов, оно отреагировало незамедлительно. Сообщается, что было проведено служебное расследование, по результатам которого привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица, уволено 11 сотрудников, причастных к правонарушению, а прокуратурой начато досудебное расследование происшествия по ч. 3 ст. 146 «Уголовного кодекса Республики Казахстан».
Меры эти, безусловно, необходимы, но они носят паллиативный характер и выглядят, как тушение пожара на локальном участке территории, без учета причин и условий его возникновения.
Так как существующие проблемы имеют системный характер, для их решения необходим системный подход, означающий, что нужно искоренять все предпосылки и факторы риска пыток и жестокого обращения в уголовно-исполнительной системе Казахстана, модернизировать законодательство и применять научно-обоснованные, эффективные правовые, организационно-управленческие и иные меры, позволяющие превратить пытки и жестокое обращение, во вчерашний день жизни нашего общества и государства.
ИСТОЧНИК:
«Юридическая газета»
https://zanmedia.kz/wp-content/uploads/2023/09/UG-68-2023%D1%86.pdf