Осужденный оппозиционный политик Жанболат Мамай выяснил, что на него распространяется еще один нелепый запрет.
25 сентября Бостандыкский районный суд города Алматы рассмотрел ходатайство Жанболата Мамая по разъяснению отдельных положений вынесенного ему в апреле этого года обвинительного приговора, касающихся упомянутого в приговоре дополнительного наказания в виде запрета заниматься общественно-политической и публицистической деятельностью.
В своём ходатайстве Жанболат Мамай просил суд дать разъяснение на предмет того, запрещено ли ему проводить тренинги в закрытых помещениях, давать интервью различным СМИ в качестве частного лица, заниматься правозащитной деятельностью, в том числе мониторить судебные процессы, участвовать в круглых столах и конференциях, выходить в социальные сети по темам, не касающимся общественно политических вопросов, далеать онлайн-обзоры прочитанных книг и наконец писать и издавать собственные книги.
Ходатайство осужденного Мамая рассматривала та самая судья Елена Кван, которая пять месяцев назад вынесла ему обвинительный приговор, впоследствии оставленный в силе Алматинским городским судом. Рассмотрев все эти вопросы, она дала однозначный ответ: Жанболату Мамаю всё перечисленное им действительно запрещается.
На вопрос Жанболата о том, почему ему запрещают писать книги и издавать их, судья ответила, что она считает это общественно-политической деятельностью. В завершение судебного заседания она порекомендовала Мамаю отбыть весь срок наказания без нарушений, в противном случае ему грозит замена условного срока на реальный тюремный. «Одним словом, Жанболату запретили хоть как-то проявлять себя в общественной мысли страны. Везде запрет – и это на все щесть лет до самого 2028 года!» – констатирует Инга Иманбай.
Напомним, что в биографии Жанболата Мамая это уже второй приговор с подобным запретом. В 2013-16 годах он издавал и редактировал независимую еженедельную газету «Трибуна» (в разное время она имела подзаголовок «Саяси аланы» и «Саяси калам»). В январе 2017 года его арестовали и в сентябре того же года осудили к трём годам лишения свободы поб обвинению в отмывании преступных денег беглого олигарха Мухтара Аблязова путём издания газеты. При этом на Мамая было наложено дополнительное наказание в виде запрета на тот же срок заниматься журналистской деятельностью – не издательской, а в целом журналистской, хотя осуждён был как издатель, а не как публицист.
В октябре 2019 года Жанболат Мамай возглавил оргкомитет по созданию Демократической партии, которая на протяжении последующих двух лет так и не была зарегистрирована властями Казахстана. В первый день январских событий 2022 года он выступил на стихийном митинге у спорткомплекса «Алматы арена», тут же разогнанном полицией. Однако вскоре на том же месте собралось во много раз больше людей, которые двинулись по улицам города в направлении площади Республики. Ни этим шествием, ни ночным митингом на вышеназванной площади, ни тем более начавшиеся днём позже массовыми беспорядками Жанболат Мамай вовсе не руководил и не мог руководить, однако в конце февраля 2022 года его арестовали, а в апреле 2023-го осудили на шесть лет лишения свободы условно за организацию массовых беспорядков в дни Кантара.
В качестве дополнительного наказания был наложен запрет заниматься общественно-политической и публицистической деятельностью, разъяснить который Мамай попытался своим обращением к осудившему его судье. Что из этого вышло, нашему читателю уже известно.