Январский набор

26.08.2022

Попрание практически всех процессуальных прав, телесные повреждения в результате задержаний и пытки – большинство задержанных в ходе кровавого января, согласно исследованию, столкнулось со всем этим.

Анкеты говорят о вале нарушений прав задержанных и процессуального права

Правозащитный альянс в поддержку фундаментальных прав (ассоциация, созданная несколькими правозащитными организациями Казахстана в середине января 2022 года для мониторинга соблюдения прав граждан в ходе расследования январских событий и их документирования) представил результаты анкетирования задержанных и арестованных в ходе январских событий.

Выводы, полученные после обработки 63 анкет, вполне соответствуют общим представлениям о том, через что приходилось проходить задержанным в январе.

 – Мы поставили себе задачей документировать события, – рассказывает во время вводной презентации результатов отчета Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека, вошедшего в этот альянс.  – Мы пытаемся восстановить в чем-то хронологию событий, собирать видеоматериалы, свидетельства очевидцев. мы также активно работаем с другими организациями, в частности, с Коалицией против пыток, предоставляя адвокатов жертвам пыток, и оказываем юридическую помощь привлеченным лицам – прежде всего гражданским активистам или тем, кто, по нашему мнению, не применял насилия и был привлечен к уголовной ответственности за участие в мирных акциях протеста. И по мере возможности пытаемся собирать и обрабатывать эту информацию, хотя понимаем, что она достаточно фрагментарная, всю картину видеть очень сложно.

Анкетированием, проведенным в июне-июле 2022 года, было охвачено 63 задержанных (62 мужчины и одна женщина, больше всего – 63% – в Алматы), представленных в основном адвокатами и в редких случаях родственниками арестованных. Только в нескольких случаях их заполнили сами задержанные, которые ко времени анкетирования были уже освобождены из-под стражи.

Представители задержанных подтверждали многочисленные нарушения законодательства при задержании и после задержаний как-то – непредоставление адвокатской помощи и неинформирование родственников задержанных; содержание в неприспособленных для этого местах и нахождение инкомуникадо; отсутствие медицинского осмотра после задержаний и нередко при поступлении в следственные изоляторы; зафиксированные телесные повреждения при осмотрах, и, конечно же, применение пыток к 71% опрошенных и отсутствие каких-либо результатов в ответ на их жалобы. 

Задержания и аресты: закон практически не применялся

По данным проведенного исследования, в более чем половине случаев (52%) фактическое задержание не фиксировалось, а время задержания, указанное в протоколе задержания, не соответствовало времени фактического задержания в 60% случаев. Причем разница между временем фактического задержания и временем задержания, указанным в протоколе задержания, составляла от нескольких часов до восьми дней. Протокол задержания составлялся позднее определенных законом трех часов в 59% случаев. Основания задержания сообщались только в 21% случаев, в 24% задержания проводились людьми в гражданской одежде, в 73% задержанным не разъяснялись их права при задержании, в 63% – при составлении протоколов.

В 62% случаев конфиденциальное свидание с адвокатом не обеспечивалось в течение первых 24 часов, в 76% случаев задержанный не мог связаться с адвокатом по своему выбору, а в 71% не мог воспользоваться правом «на звонок». Более того, в отношении тех лиц, которые были задержаны в первые дни январских событий, ни адвокаты, ни родственники не могли получить доступ к задержанным в течение нескольких дней со ссылкой на чрезвычайное положение.

В 33% случаев задержанных содержали до оформления протокола в другом месте, то есть, в других участках полиции или вообще в неприспособленных для содержания под стражей помещениях. При этом после доставления задержанных регистрировали в книге учета доставленных лиц только в 22% случаев и в 54% – это осталось невыясненным.

– Согласно 39 статьи Конституции, не подлежит вообще никаким ограничениям, и даже в условиях чрезвычайного положения – это право на свободу и личную неприкосновенность, когда никто не может быть подвергнут задержанию в нарушение закона, – отметила эксперт в области международного права Татьяна Чернобиль касательно того, что люди содержались в непредназначенных для того местах, пусть даже подведомственных МВД. Но как оказалось в условиях покореженной и неработающей казахстанской Конституции очень даже может.

В 94% случаев задержанным определялась самая суровая мера пресечения – содержание под стражей, хотя 81% опрошенных ранее не привлекался к уголовной ответственности. Родственники были своевременно извещены о месте содержания под стражей после доставления в следственные изоляторы в 55% случаев, однако, в 30% случаев были эпизоды содержания задержанных инкоммуникадо, и в 13% случаев это осталось невыясненным.

Побои и пытки: представьте себе масштабы

В 60% после задержания не проводился требуемый медицинский осмотр, и в 72% случаев проводился медицинский осмотр при помещении в следственные изоляторы (10% случаев остались невыясненными).

В 43% случаев при осмотре при поступлении в следственные изоляторы были зафиксированы телесные повреждения (в 36% случаев это осталось невыясненным).

Касательно непосредственного применения пыток, то в 71% случаев в результате анкетирования было установлено, что в отношении задержанных пытки применялись. В 83% случаев адвокаты подавали жалобы на пытки, по всем ним проводились проверки (причем в 77% случаев можно было установить подозреваемых), но какие-то результаты в виде установления статуса потерпевшего жертве пыток и задержания подозреваемых были получены только в 18% случаев.

А теперь можно просто представить, что из 10 тысяч задержанных, как о том говорили власти, 7 тысяч прошли через избиения и пытки. Что уже автоматически ставит Казахстан на один уровень с латиноамериканскими и африканскими диктатурами.  

В связи с массовым применением пыток Альянс настоятельно рекомендует казахстанским властям принять срочные шаги по предупреждению и борьбе с пытками, в том числе:

–  привести понятия «пытки», «лицо в официальном качестве» и другие понятия, связанные с борьбой с пытками, в соответствие с международными стандартами, в том числе Конвенцией ООН против пыток;

– рассмотреть вопрос о выводе уголовно-исполнительной системы и мест содержания под стражей из ведения Министерства внутренних дел РК, обеспечив надлежащую самостоятельность и, соответственно, ответственность новой структуры;

– незамедлительно реформировать механизм расследования пыток, исключив существующую в настоящее время альтернативную подследственность по делам о пытках и имплементировать нормы Стамбульского протокола в работу механизма, включая как расследование, так и медицинское документирование.

Рекомендации, как отмечается в отчете, не исчерпывающие.

В настоящее время в рамках альянса его участники проводят мониторинг судебных процессов над участниками. Уже первые впечатления не позволяют говорить о том, что Новый Казахстан будет строиться на законе и справедливости. 

Отчет доступен ЗДЕСЬ

Видеопрезентация отчета ниже:


Смотрите также