Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Мы собрались на сегодняшний представительный форум, посвященный вопросам повышения эффективности противодействия пыткам и жестокому обращению в Республике Казахстан. Важнейшим инструментом данного противодействия является Национальный превентивный механизм. Один из важнейших продуктов его деятельности – ежегодный Консолидированный доклад, подготовленный по итогам превентивных посещений участников НПМ.
Я, как член Координационного совета, принимал непосредственное участие в подготовке Консолидированного доклада за 2022 год, включая разделы, посвященные состоянию прав человека в специализированных учреждениях, подмандатных НПМ и подведомственных МВД РК, КНБ РК, Министерства обороны, Министерству просвещения и Министерству здравоохранения РК.
Уважаемые коллеги! Консолидированный доклад является не только обобщением результатов превентивных посещений участников НПМ, но и документом стратегического характера, поскольку он отражает пути взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, в целях своевременного, оперативного выявления нарушений прав человека и создания эффективных барьеров защиты от этих нарушений в будущем. Консолидированный доклад является наглядным свидетельством, что Республика Казахстан последовательно придерживается курса на соблюдение международных стандартов ООН, касающихся как обеспечения прав и свобод человека, так и глобальных вопросов международной безопасности. Поэтому не вызывает сомнений двуединый характер роли Консолидированного доклада.
С одной стороны он позволяет актуализировать внимание правозащитной общественности, представителей институтов гражданского общества Казахстана, к наиболее острым проблемам нарушений прав и свобод человека в условиях лишения и ограничения свободы. С другой стороны, доклад показывает, что именно приверженность Казахстана к международным стандартам ООН и недопустимость их игнорирования, особенно важные в современных условиях мировой цивилизации, создают возможности для продвижения и совершенствования инструментов обеспечения прав человека, внутри нашей страны, в самом Казахстане. Лишь при такой позиции государства расширяются возможности для проявления активности гражданского общества и для достижения подлинных и признаваемых мировым сообществом результатов, в деле защите прав и свобод человека.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что не будет преувеличением сказать, что инструментарий Консолидированного доклада и связанная с ним формула «Омбудсмен плюс», иллюстрирующая взаимодействие институтов гражданского общества и Уполномоченного по правам человека, имеют важное значение в реализации стратегического курса Президента РК Касым Жомарта Токаева на создание атмосферы «нулевой терпимости» к пыткам и жестокому обращению. Поэтому при подготовке разделов Консолидированного доклада и выработке его рекомендаций мною уделялось большое внимание международным правовым актам ООН в сфере прав человека: Конвенции ООН против пыток, Правилам Нельсона Манделы, Бангкокским правилам ООН, Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и другим документам мирового сообщества.
В этой связи особую значимость имеют не только вопросы соответствия национального законодательства Казахстана рекомендациям международных стандартов ООН, но и предотвращения расхождений реальной правореализационной практики этим стандартам в сфере прав и свобод человека.
За 2022 год участниками НПМ было проведено 658 превентивных посещений, в том числе 456 плановых и 112 специальных превентивных посещений. Консолидированный доклад строился на основе тех материалов, которые были отражены в отчетах участников НПМ.
Мое дальнейшее выступление посвящено проблемам соблюдения прав и свобод человека в пенитенциарных учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, подмандатных Национальному превентивному механизму.
Выполненный нами анализ защищенности прав и свобод человека учитывал материалы отчетов участников НПМ о результатах посещений пенитенциарных учреждений, в различных регионах Казахстана. Хотелось бы отметить, что в 2022 году состоялось 112 плановых посещений, в том числе 41 специальное превентивное посещение в пенитенциарные учреждения КУИС МВД РК.
Уважаемые коллеги! Обращаю Ваше внимание на то, что при подготовке отчета участникам НПМ необходимо ориентироваться не только на национальное законодательство Казахстана, но и на международные стандарты ООН в сфере обращения с лицами, лишенными свободы. Это такие международные документы, как Конвенция ООН против пыток, Минимальные Стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), Пекинские правила ООН и т.д. Сошлюсь на слова из Преамбулы Правил Нельсона Манделы, в соответствии с которыми «уважение человеческого достоинства и человеческой значимости заключенных, а также расследование любых признаков пыток или бесчеловечных, или унижающих достоинство видов обращения и наказания заключенных», является ключевым условием гуманного исполнения уголовных наказаний.
Оценивая роль международных стандартов обращения с заключенными отмечу, что, предусматривая меры противодействия пыткам и жестокому обращению, всем видам дискриминации и иным нарушениям прав и свобод человека, международные стандарты создают ориентиры для выстраивания механизмов социальной реинтеграции осужденных, разрешения правовых конфликтов между осуждёнными и персоналом пенитенциарных учреждений. Все это теснейшим образом, связано с задачами деятельности участников Национального превентивного механизма.
Следует отметить, что в 2022 году в уголовно-исполнительной системе Казахстана функционировало 64 учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы. По данным КУИС МВД РК на 01.10.2022 г. в пенитенциарных учреждениях УИС находилось более 28 тыс. осужденных. Численность осужденных женского пола среди них составила почти 2 тыс. чел., и также 52 несовершеннолетних.
К сожалению, по состоянию на 2022 год, как, впрочем, и в настоящее время, существует ряд системных проблем соблюдения прав и свобод человека в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан, свидетельствующих о серьезных расхождениях с рекомендациями международных стандартов прав и свобод человека, как уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстана, так и регулируемой им деятельности по обращению с осужденными.
Эти проблемы подробно освещены в материалах Консолидированного доклада. Они встречаются практически во всех регионах Казахстана. Отмечу, некоторые из них. Так в частности, в учреждении ДУИС Акмолинской области (ЕЦ 166/4, июнь 2022 г.), были выявлены случаи избиения заключенных сотрудниками учреждения и военнослужащими Национальной гвардии, в том числе осужденных, совершивших членовредительство. Замечу кстати, что в действующем Уголовном Кодексе РК до сих пор сохраняется норма части 3 статьи 428, предусматривающая ответственность за членовредительство осужденных. Еще в 2008 году тогдашний Конституционный совет РК признавал подобную ответственность, противоречащей Основному закону страны и международным обязательствам Казахстана. Но эта, по существу средневековая норма, по-прежнему «украшает» наш Уголовный кодекс.
В одном из пенитенциарных учреждений города Шымкента был выявлен вопиющий случай сочетания пыток – избиения заключенного, с его дискриминацией. При этом сам осужденный жаловался участникам НПМ, что должностные лица учреждения за его попытку подать жалобу на применение пыток и дискриминацию угрожали ему расправой и сексуальным насилием. Фактически, должностные лица данного учреждения оказывали давление на осужденного с целью воспрепятствовать расследованию пыточной и дискриминационной практики и привлечению виновных к уголовной ответственности.
Вызывает удивление, что сотрудники ряда обследованных учреждений в беседе с участниками НПМ утверждали о своей осведомленности о необходимости противодействия пыткам и жестокому обращению. Однако, увы, эта осведомленность имеет поверхностный характер, практически не влияющая на ценностные ориентации и мотивационную направленность действий сотрудников УИС.
Уважаемые коллеги! Мы с Вами живем в XXI веке и поэтому некоторые случаи нарушений прав и свобод человека носят настолько вопиющий характер, что в ожидания этого века вообще не вписываются. Так, например, в процессе посещения учреждения ЖД-158/2 Жамбылской области были выявлены, я цитирую «случаи нахождения в пищевом рационе осужденных гнилого мяса с горьким привкусом, которое подвергалось вторичной обработке для реализации». В отчете также отмечалось, что «хлеб поданный осужденным, эстетический вид не имеет, внутри хлеба при разломе – не запеченная, клейкая масса. Со слов осужденных, они кушают только корочку, середину оставляют. По мнению участников НПМ, поварами должны быть не заключенные, а профессионально подготовленные лица из числа вольнонаемных».
Уважаемые коллеги, эти факты были выявлены в летний период в учреждении Жамбылской области, т.е. на юге Казахстане. Можете себе представить, какого качества были эти продукты, которые в южных климатических условиях по существу становятся источниками распространения тяжелых токсических инфекций.
Остается нерешенной проблема доступа осужденных к медицинской помощи, особенно высокотехнологичного характера. Так, в частности, в отчете участников НПМ о превентивном посещении учреждения ЕЦ 166/5 ДУИС по Акмолинской области (п. Аршалы) указывается, что «жалобы на обеспеченность медицинским обслуживанием были практически во всех отрядах учреждения. Так, согласно устным жалобам осужденных, все обращения к сотрудникам медицинской части игнорируются, лекарственные средства на должном уровне не выдаются». Наряду с этим в отчете отмечается, что одной из проблем является сложность в приобретении осужденными лекарственных препаратов, которые не входят в список гарантированных для предоставления в рамках бесплатной медицинской помощи. Осужденные не могут их приобрести, так как не имеют необходимых финансовых средств, а их родственники не в состоянии помочь с покупкой дорогостоящих лекарственных препаратов. В результате такие осужденные фактически остаются без лечения, а значит не обеспечиваются гарантии получения ими определенных видов медицинской помощи. Администрация пенитенциарных учреждений также не в состоянии решить данную проблему, которая носит системный характер и требует совместного участия различных государственных ведомств, и прежде всего Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Уважаемые коллеги! По различным аспектам нарушений прав и свобод человека в учреждениях УИС нами были подготовлены 15 рекомендаций по улучшению состоянию превенции пыток и жестокого обращения и других грубых нарушений прав и свобод человека. Они есть в материалах Консолидированного доклада. В связи с ограниченность времени я предлагаю Вашему вниманию первые три рекомендации участников НПМ Казахстана из данного доклада:
– Рассмотреть вопрос о возможности и организационно-правовом механизме вывода Комитета УИС из-под юрисдикции МВД РК, с одновременным определением его дальнейшей ведомственной принадлежности и организационно-управленческой структуры.
– Обеспечить наиболее полную имплементацию положений Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в национальное уголовное законодательство Республики Казахстан и, учитывая высокую общественную опасность пыток и жестокого обращения, принять меры по перемещению данного состава преступления в главу Особенной части УК РК, предусматривающую ответственность за преступления против жизни и здоровья, с одновременным повышением границ наказуемости пыток и жестокого обращения и установлением пожизненного запрета для лиц виновных в пытках, замещать должности в системе государственной службы, в учреждения образования, здравоохранения и сферы социальной защиты.
– Учитывая недостаточную эффективность профессиональной подготовки сотрудников учреждений в области противодействия пыткам и жестокому обращению, пересмотреть существующие методики и подходы к обучению персонала уголовно-исполнительной системы, разработав инновационные методики обучения и повышения квалификации, наиболее полно учитывающие рекомендации международных правовых актов ООН и потребности формирования ценностных ориентаций, убеждений сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан относительно недопустимости и неприемлемости пыток и жестокого обращения, дискриминации осужденных при любых, даже исключительных обстоятельствах.
Уважаемые коллеги! Довольно грустно становиться при мысли о том, что за 10 лет активной деятельности НПМ в Казахстане так и не удалось обеспечить эффективность противодействия пыткам и жестокому обращению, дискриминации, недостаточного охвата осужденных квалифицированной медицинской помощью. Многие замечания, указанные в отчетах участников НПМ, регулярно повторяются, словно переходя из одного Консолидированного доклада в другой. Я думаю, что все должностные лица УИС должны в полной мере осознать социальную ценность и роль функционирования института Уполномоченного по правам человека и тесно взаимодействующего с ним Национального превентивного механизма. Своевременная и оперативная рефлексия чиновников государственных органов, прежде всего персонала уголовно-исполнительной системы, на рекомендации (замечания) участников НПМ позволит более успешно решать эти и другие проблемы соблюдения прав человека в условиях исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
Уважаемые коллеги! Вы конечно слышали крылатую фразу «через тернии к звездам». Позвольте ее немного переделать и сказать, что одним из смыслов всей деятельности НПМ, как и Уполномоченного по правам человека, является преодоление терний пыток, жестокого обращения, дискриминации и других проблем, ради звезд благополучия, свободы и гуманности нашего общества.