Вне зоны доступа

Вне зоны доступа

02.02.2026

В отсутствие регионального представителя Уполномоченного по правам человека и блокировке посещений участниками Национального превентивного механизма по предотвращению пыток в следственном изоляторе Актобе происходит явно что-то нехорошее.

В офис Актюбинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека обратился адвокат Актюбинской областной коллегии адвокатов Адиль Тулкибаев с сообщением о грубых и систематических нарушениях прав осуждённых, содержащихся в Учреждении №70 ДУИС Актюбинской области.

Адвокат сообщает, что троих осужденных Ж.Жанадилова, А.Нысаналиева и К.Нагыметова 6 декабря прошлого года перевели из Учреждения №8 в Учреждение №70 (следственный изолятор), после чего в отношении них началось систематическое преследование со стороны администрации учреждения.

Со слов Тулкибаева, с момента перевода осуждённые подвергаются постоянным провокациям со стороны сотрудников администрации; унизительному обращению и психологическому давлению. Помимо того, их содержат в условиях «не совместимых с жизнью и здоровьем человека». Осуждённые намеренно размещаются в камерах, не имеющих элементарных условий содержания (в них отсутствуют стёкла на окнах, помещения полностью продуваются, температура в камерах минусовая, причем отказывают в одеялах и верхней одежде).

Однако – все это только подготовка перед новыми испытаниями.

Все трое сообщали, что их подвергли избиениям, но назначенный следователь Управления собственной безопасности А.Елеуов огорошил, что видеозаписи из кабинетов, где к заключенным применяли физическое воздействие, по техническим причинам предоставить невозможно. А назначать судебно-медицинскую экспертизу по прошествии времени нецелесообразно.

12 декабря 2025 года адвокат направил в Управление собственной безопасности Департамента полиции Актюбинской области заявление о принятии мер в отношении сотрудников Учреждения 8, Учреждения 70 и ДУИС Актюбинской области. Но вместо регистрации данного факта в ЕРДР, сотрудники УСБ начали служебное расследование, перепоручив его проведение оперуполномоченному.

Только после жалобы в Специализированный следственный суд города Актобе 25 декабря зампрокурора Актюбинской области зарегистрировал факты по ст.362 УК (превышение должностных полномочий).

Как продолжает дальше описывать Адиль Тулкибаев, 23 января этого года А.Нысаналиев «доведённый до крайнего психоэмоционального состояния систематическими провокациями, унижениями и игнорированием его законных просьб со стороны сотрудников учреждения, нанёс себе телесные повреждения — порезал руку и выцарапал на груди имена «Мансур» и «Серик», которые, по его словам, являются оперуполномоченными Учреждения №70 и непосредственно причастны к оказываемому на него давлению».

Несмотря на то, что протестующий осужденный истекал кровью, вместо оказания медицинской помощи его поместили в холодный дисциплинарный изолятор, также не имеющий окон, не дав ему одеяла и верхней одежды. Там же – в дизо – Нысаналиев потерял сознание и пролежал несколько часов на полу. Только после этого его позволили госпитализировать.

«Согласно представленным материалам, несмотря на заявления о жестоком и унижающем достоинство обращении, психологическом давлении, содержании в условиях, угрожающих жизни и здоровью, доведении до членовредительства и отказе в своевременной медицинской помощи, досудебное расследование по признакам пыток (ст. 146 УК РК) до настоящего времени не начато. Материалы продолжают рассматриваться в рамках проверок, что фактически лишает пострадавших эффективной правовой защиты», – считает директор филиала Бюро по правам человека Ирина Гольцварт.

На этом фоне были заблокированы и превентивные механизмы защиты: руководителю региональной группы Национального превентивного механизма (НПМ) отказано в проведении специального (экстренного) посещения учреждения со ссылкой на то, что в обращениях адвоката и потерпевших якобы отсутствуют прямые указания на пытки со стороны сотрудников учреждения.

Бюро подчёркивает, что подобная позиция противоречит международным стандартам, согласно которым сам риск жестокого или унижающего достоинство обращения является достаточным основанием для экстренного реагирования НПМ.

Ситуация усугубляется тем, что Актюбинская область в настоящее время фактически остаётся без регионального представителя Уполномоченного по правам человека, что существенно ограничивает возможности оперативной защиты прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.

В совокупности бездействие правоохранительных органов, отказ в специальном посещении НПМ и отсутствие регионального представителя Омбудсмена создают условия институциональной изоляции осуждённых и повышают риск повторения жестокого обращения.

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности настаивает на необходимости немедленного и эффективного реагирования и оставляет за собой право информировать международные правозащитные механизмы о сложившейся ситуации.