Начинается очередной суд за слова: гражданскую активистку обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса за серию постов на Фейсбуке, размещённых ею в период с сентября прошлого по апрель этого года.
На 19 октября в Бостандыкском районном суде города Алматы назначен судебный процесс по уголовному делу в гражданской активистки Назым Табылдиевой. Ей предъявлены обвинения по двум пунктам статьи 274 («распространение заведомо ложной информации») и по второй части статьи 378 («оскорбление представителя власти»). Об этом информирует правозащитно-мониторинговая группа «Активисты – не экстремисты».
Что известно о содержании этих обвинений и что можно сказать по их сути? Воспроизведём ниже фабулу дела, изложенную в публикации информационно-мониторинговой группы «Активисты – не экстремисты», добавив по каждому пункту свои правозащитно-журналистские соображения.
«Волк и заяц, тигры в клетке – все они марионетки…»
Первое по хронологии обвинение наверняка окажется самым громким, поскольку его содержание выходит за географические пределы Казахстана в контексте российско-украинской войны. Как явствует из обвинительного акта, в сентябре 2022 года Назым Табылдиева опубликовала в социальной сети Facebook видеоролик, в котором говорилось о том, что власти Казахстана являются российскими марионетками и проводят политику России. При этом особой строкой подчёркивается, что обвиняемая «знала о том, что Республика Казахстан является независимым государством».
Такая фигура обвинения представляется нам более чем странной. Конечно же знала, но как раз это и было в её глазах неразрешимым противоречием: независимое государство проводит политику соседнего государства, против чего Назым и высказалась в том своём посте, употребив по отношению к казахстанской власти инвективу «российские марионетки». Использование этой инвективы, а равно и определение проводимой официальным Казахстаном внешней политики как пророссийской являются, на на взгляд, оценочными суждениями, а не распространением какой-либо информации – хоть ложной, хоть правдивой, поэтому здесь вообще нет оснований для применения 274-й статьи, карающей за распространение заведомо ложной информации, а никак не оценочных суждений. Вопрос о том, является ли политика Ак-орды в отношении российско-украинской войны пророссийской или антироссийской и можно ли считать Ак-орду марионеткой Москвы или Пекина, относится к сфере политологических дискуссий, а не полиции и суда.
Второе по хронологии обвинение: в ноябре 2022 года Назым Табылдиева опубликовала на том же Фейсбуке серию постов, в которых писала, что во время январских событий власти Казахстана «уничтожали свой народ под предлогом вхождения двадцати тысяч террористов». По-видимому, она имела в виду знаменитый пассаж из тогдашнего выступления президента РК Касым-Жомарта Токаева в телевизионном эфире (доступ к Интернету в те дни был отключён) о том, что Казахстан подвергся атаке из-за рубежа, осуществлённой двадцатью тысячами террористов. Это утверждение ни тогда, ни после так и не получило никакого подтверждения – вообще ни одного иностранного участника массовых беспорядков казахстанские силовики не представили, если не считать задержанного в те дни и жестоко избитого полицейскими одного музыканта из Кыргызстана, обвинения против которого в организации беспорядков в Алматы были озвучены государственными телеканалами, но официально их даже и не предъявляли.
Что же до неприятных властям слов Назым Табылдиевой о том, что в дни Кантара они уничтожали свой народ, то эти слова, как и в случае с кремлёвскими марионетками, не могут считаться (опять же на наш правозащитный взгляд) распространением заведомо ложной информации, поскольку также являются оценочным суждением. Напомним, что сам факт гибели в те трагические дни на площадях и улицах казахстанских городов большого числа людей наши власти не отрицают, а в казахстанских судах было рассмотрен немалое число уголовных дел по обвинению полицейских и военнослужащих в ничем не оправданной стрельбе по людям с причинением им смерти или увечий, а также по применению пыток к задержанным и арестованным, и по некоторым таким делам были вынесены обвинительные приговоры. Ну так за что же её судить по статье о распространении заведомо ложной информации?
Не хочешь прослыть «черноликим» – не будь им
Перейдём теперь к предъявленным гражданской активистке (правильнее было бы назвать её скромнее – пользовательницей Интернета, поскольку все инкриминируемые ей действия были совершенно именно там, а не в реальной жизни) по её ФБ-постам теперь уже не прошлого, а текущего года. К тому же эти обвинения выдвинуты уже не по 274-й, а по 378-й статье УК, то есть не за распространение информации, а за оскорбление представителей власти.
Итак, в феврале 2023 года Назым Табылдиева опубликовала ФБ-пост, в котором употребила словооборот «твари КНБ» в адрес сотрудников этой спецслужбы, участвующих в политических преследованиях оппозиции и гражданских активистов. Ругательный характер инвективы «твари» трудно было бы отрицать (хотя в словосочетании «тварь Божия» первое слово едва ли сочтёт оскорбительным для себя хоть верующий, хоть закоренелый атеист), однако здесь важно установить, относилась ли она к каким-то конкретным сотрудникам КНБ, которые пожаловались в полицию на оскорбление Табылдиевой лично их и были бы признаны потерпевшими. Если же таких потерпевших нет, то и обвинять Табылдиеву в оскорблении представителя власти, как нам представляется, нет реальных оснований.
Впрочем, конкретные фамилии оскорблённых Назым Табылдиевой представителей власти в её уголовном деле всё же есть. Как сообщается во всё том же информационном материале группы «Активисты – не экстремисты», ожидающая сейчас начала суда активистка, побывав наблюдателем на нескольких судебных процессах в Карасайском районном суде Алматинской области, опубликовала 11 апреля 2023 года ФБ-пост с фотографией прокурора Н.Омербаева, выступавшего обвинителем на процессе гражданского активиста Еркина Казиева. Прокурор запросил для подсудимого три года лишения свободы, Табылдиева же, явно считая Казиева невиновным, назвала прокурора «карабетом». Точно так же она назвала и прокуроров той же прокуратуры Ж.Жакаева и Д.Раимкулова за то, что они участвовали в политических преследованиях.
Казахское слово «карабет», точнее словосочетание «кара бет» переводится на русский язык как «чёрное лицо», возможен и перевод в форме прилагательного «черноликий» (помнится, у Чингиса Айтматова в «Буранном полустанке» герой романа говорит: «Не хочу прослыть черноликим на все Сарозеки»). В последние годы распространился перевод «карабета» как «позорник». Именно этот смысл вкладывают в него активисты применительно к силовикам, разгоняющим их митинги и волокущим их участников в автозаки. В 2021 году лидера Демократической партии Жанболата Мамая обвинили в оскорблении представителей власти за то, что он во время разгона митинга назвал карабетами осуществлявших этот разгон полицейских.
В этом плане нас всегда удивляла обидчивость силовиков, подающих жалобы на тех, кого они трамбуют или на тех, кто потом об этом пишет в соцсетях. Если вы считаете правильным то, что делаете с другими людьми по своей полицейской или прокурорской службе или даже по внутреннему убеждению, то неужели вы и впрямь считаете, что они должны вас за это благодарить? Как-то это получается уже не авторитарно, а где-то даже тоталитарненько.
Активистке – уголовка, радиостанции – административка
Неделей ранее, 12 октября, в Специализированном межрайонном административном суде города Алматы началось рассмотрение административного дела, фигурантом которого выступает не отдельный пользователь интернет-пространства, а целая медиа-структура – представительство Казахской службы радио «Свобода». В казахстанском медиа-пространстве заявления по части 1 статьи 456–2 («Размещение, распространение недостоверной информации») Кодекса об административных правонарушениях. В деле ответчиком значится глава представительства Касым Аманжол. Заявителем выступает житель.
Дело возбуждено по заявлению жителя города Шымкента Алишера Турабаева, которого зацепило выражение «возглавляемая Россией» применительно к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта формулировка содержалась в прозвучавшей на сайте радио «Азаттык» новости о переводе осуждённого гражданского активиста Тимура Данебаева из колонии в городе Атбасаре, где он подвергался пыткам, в изолятор города Кокшетау. Данебаев был осуждён по уголовным обвинениям после своих публикаций, в одной из которых он критиковал в частности, ввода войск ОДКБ в январе 2022 года в Казахстан.