Подходят к концу длинные четырдневные выходные, продолжающие главный государственный праздник Казахстана – День независимости. В ходе празднования имени место некоторые события на алматинской площади Республики, которые могут получить своё продолжение в райотделах полиции и административном суде Алматы, а могут и не получить – увидим завтра или послезавтра. Пока что давайте поговорим об одном из аспектов праздничного дня (первая главка) и об их правозащитной оценке (вторая главка).
Собрались и прошли, окружили и простояли
Напомню, что сам праздничный день 16 декабря был отмечен в южной столице двумя памятными акциями на алматинской площади Республики. Сначала к подножию у монумента Независимости возложили цветы представители официоза, потом на площадке перед монументом то же самое сделали активисты оппозиционной Демократической партии, но не ограничились только этим, а провели ещё и поминальную акцию по рабочим-нефтяникам Жанаозена, погибшим в ходе празднования 20-летия независимости в 2011 году.
Примерно через четверть часа после начала демпартийного митинга его течение было не то чтобы прервано, но как бы отчёркнуто прохождением мимо него колонны «ояновцев». Несколько десятков молодых людей с плакатами и речёвками прошли быстрым шагом вдоль нижней обочины площади, не останавливаясь возле митингующих демпартийцев и не смешиваясь с ними.
Как мы потом узнали, «ояновцы» собирались дойти до восточного края площади Республики и свернуть на бывшую улицу Фурманова, ныне проспект Назарбаева, высказать там своё негативное отношение к переименованию два года назад этой улицы в проспект имени здравствующего главы государства. Далее молодые люди планировали пройти по этой улице (по этому проспекту) вниз до площади Астана (Старой площади) к бывшему зданию Верховного совета, в котором 29 лет назад была провозглашена государственная независимость Казахстана. И уже там они собирались публично высказать свою оценку того, к чему пришла страна за эти три десятилетия.
Однако метров за десять до перекрёстка улиц Сатпаева и Фурманова движение «ояновской» колонны было остановлено цепью бойцов СОБРа. Одетые во всё чёрное собровцы сначала остановили колонну манифестантов, затем взяли её в полукольцо и наконец полностью окружили, не выпуская оттуда никого из «ояновцев» и не впуская тех демпартийцев, которые постепенно начали перемещаться сюда от монумента Независимости. Внутри тесного полицейского кольца «ояновцам» предстояло простоять около трёх часов.
Отмечу также, что другая часть демпартийцев после завершения своей акции организованно двинулась по площади, чтобы поддержать «ояновцев», была остановлена у главного входа в здание телекомпании «Хабар» другой бригадой собровцев и также взята в плотное кольцо. Две параллельных точки противостояния демонстрантов с полицейскими отстояли друг от друга примерно метров на сто.
Стояние на морозе обеих групп мирных демонстрантов в железном кольце хорошо экикипированных собровцев продолжалось около трёх и разрешилось более-менее цивилизованно: получишвие соответствующую команду собровцы в конце концов расступились, и демонстранты двинулись колонной примерно в том направлении, куда и собирались изначально (вниз по проспекту Назарбаева), но только не в сторону Старой площади, а по проспекту Абая в направлении памятника Абаю на одноимённой площади, не встречая более препятствий со стороны силовиков, а потом разошлись по доамам.
Ждут ли в послепраздничные дни кого-либо лидеров того шествия повестки в РУВД и СМАС – узнаем завтра, а сейчас поговорим о том, что было 16-го на лпощади Республики, а именно о взятии небольшой колонны совершенно мирных демонстрантов в плотное кольцо СОБРа и трёхчасовом удержании их на морозе. Всё-таки раньше такого не бывало. Неоднократно бывало другое, когда силовики оцепляли целый район той же площади Республики как бы изнутри, не пропуская потенциальных участников митинга внутрь оцепленного квадрата, чтобы они не могли провести митинг на площади. А вот такого, чтобы участников мирного шествия окружали кольцом снаружи и силой не пропускали не просто в том направлении, куда они уже шли, а не выпускали бы из круга вообще никуда – такое было впервые.
Что же это было и насколько это заокнно или незаконно – такой вопрос подняла в своём большом посте на Фейсбуке 19 декабря наша коллега по правозаитному сообществу, консультантом международной правозащитной организации «Международная амнистия» в Центральной Азии Татьяна Чернобиль.
Нет такого закона, чтобы людей три чана морозе держать!
В первых строках своего ФБ-поста Татьяна Чернобиль констатирует: «Я не знаю, какими нормативно-правовыми актами руководствовались алматинские правоохранители, когда удерживали в оцеплении участников (и неучастников) мирных шествий на морозе в течение почти 3х часов 16-го числа. Она констатирует, что законом «О правоохранительной службе»? Вряд ли. Самая вероятная статья там вот эта: «Применение специальных средств и физической силы». Но в данном случае не было ни массовых ни каких-то вообще беспорядков, ни нападений, ни сопротивлений, ни доставлений – ничего, что позволило бы применить силу.
Далее правозащитница формулирует два вопроса:
1. Следует ли считать ли взятие людей в полицейский котёл (кеттлинг) применением силы, если задержанные при этом не могли добровольно покинуть места удержания?
2. Было ли это мерой обеспечения производства по делам об административном правонарушении, притом что Кодекс об административных правонарушениях ничего подобного не предусматривает?
Далее наша коллега воспоминает о том, как трое правозащитных наблюдателей – Татьяна Чернобиль, Маржан Аспандиярова и автор этих строк обратились к стоявшим в нескольких шагх от места событий представителям акимата и прокуратуры Алматы с простым вопросом «Что здесь происходит?» . и с дополнительной просьбой к представителю надзорного органа дать правовую оценку происходящему. Представитель акимата ответил нам в том духе, что-де всё делается в рамках закона с целью пресечения административного правонарушения, а именно нарушения установленного порядка организации и проведения мирных собраний. Представитель же прокуратуры вообще никак не комментировал происходящее.
«Но как всё-таки быть с оценкой действий силовиков? За них нам кто-нибудь отчитается?» – спрашивает в своём посте правозащитница.
Со своей стороны Татьяна Чернобиль высказывает сво мнение о том, что взятие в кольцо и насильственное удержание в нём, по-английские называемое кеттлингом, представляет собой неоспоримый факт ограничения личной свободы граждан и свободы передвижения и является незаконным по следующим основаниям:
1. Согласно статье 21 Конституции Республики Казахстан, «каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории». При этом право на личную свободу гарантируется мне п. 1 ст. 12 Конституции которое, согласно п. 3 ст. 39, «ни в каких случаях не подлежат ограничению».
2. Согласно Нормативному постановлению Конституционного совета РК от 13.04.2012 задержание – это «мера принуждения, выражающаяся в кратковременном […] ограничении личной свободы человека, осуществляемая уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законом», а фактическое задержание – это «ограничение свободы, включая свободу передвижения – принудительное удержание в определенном месте […], а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие личную свободу человека, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур, исчисляемое c того часа с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица, включая свободу передвижения, стало реальным».
3. Даже если предположить, что мирный марш, не будучи согласован с городскими властями, тем самым не соответствовал закону «О порядке организации и проведения мирных собраний», то и тогда полицейские, удерживая участников в оцеплении без возможности покинуть место удержания, нарушили положения ст. 785 КоАП и ст. 60 закона «О правоохранительной службе», которые не предусматривают в качестве допустимых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или обеспечения общественной безопасности такой меры, как кетлинег.
Далее Татьяна Чернобиль указывает на то, что наряду с конституционными правами на личную свободу и свободу передвижения, подобные действия сотрудников правоохранительных органов ограничили также право на свободу мирных собраний. Кроме ст. 32 Конституции, это право подпадает под защиту статей 21 и 2 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого, согласно закону от 28 ноября 2005 года № 91-III «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах», является Республика Казахстан.
Описанная выше полицейская тактика применяется в разных странах в качестве сдерживающей меры для предупреждения беспорядков в ходе массовых публичных акций, называется кеттлинг и критикуется экспертной правозащитной общественностью, включая Европейский суд по правам человека. Вот одна из таких оценок:
«Стратегии по контролю толпы, полагающиеся на удержание людей, когда полицейские окружают и изолируют часть митингующих, должны применяться в крайних случаях, исключительно, когда это действительно необходимо и пропорционально ситуации, для предотвращения насилия во время публичных акций. Обычно такие меры применяются неизбирательно, то есть как в отношении участников, так и неучастников, или как в отношении мирных, так и немирных участников. «Взятие в котёл» митингующих граничит с нарушением их прав на личную свободу и свободу передвижения. Специальный докладчик ООН по правам на свободу мирных собраний и объединения считает кеттлинг «фундаментально пагубным для реализации права на свободу мирных собраний, вследствие его непропорционального и недифференцированного характера» и выступает против применения этой тактики».
Новый английский термин «кетлинг» и старое казахское пожелание «кет!»
Вот так обстоит дело с такой новой для нашей правоприменительной реальности, как этот самый кетлинг. Кстаи, само это английсукое слово подозрительно напоминает казахское слово «кет», означающее призыв «уходи!», который протестующие нередко адресуют первому президенту РК, председателю Совбеза, «Нур отана» и АНК, обладателю титулов «лидер нации» и «елбасы», закреплённых в тексте Конституции РК специально внесёнными дополнениями в оную.
В ходе мониторинга мирного шествия 16 декабря лично я не слышал возгласов «Шал, кет!», но несколько раз слышал близкие по стилистике лозунги «Назарбаев – не мой елбасы!» и «Проспект Назарбаева – не мой проспект!». Нисколько не удивлюсь, если в следующий раз «ояновцы» будут скандировать ещё и что-нибудь типа «Кетлинг – не наш метод!» и «Кетлинг, кет!»