Знакомый сюжет: бывший полицейский, нотариус, попустительство правоохранительных органов, и как результат – человек с инвалидностью лишается квартиры. И быть ему бездомным, если бы не вмешательство правозащитной организации.
В риддерское «Правозащитное агентство» обратился Анатолий Нагайцев, инвалид 1-ой группы по зрению (один глаз не видит, второй – частично).
После смерти матери он продолжал жить в ее квартире, пока однажды к нему не пришел незнакомец, представившийся юристом Баурджаном. Добрый человек предложил безвозмездно свою помощь по оформлению права собственности на квартиру. Доверившись, Нагайцев передал тому документы на жилье, свидетельство о смерти матери, свидетельство о своем рождении и подписал какой-то документ в присутствии нотариуса, предложенного юристом. После чего Баурджан пропал из поля зрения и перестал отвечать на звонки. Найдя того нотариуса, Анатолий был ошарашен: оказалось, что его квартира уже продана.
Поняв, что стал жертвой собственной доверчивости, риддерец обратился в полицию. Там не стали долго разбираться в перипетиях дела и выдали ответ о прекращении дела по статье «мошенничество» за неимением признаков преступления в деяниях Баурджана Оразбаева (хотя бы выяснили его фамилию).
В «Правозащитном агентстве», куда от безысходности обратилась жертва, быстро установили. Юрист вовсе не юрист, а экс оперуполномоченный оперативно-криминалистического подразделения в Отделе полиции Риддера. От нотариуса Ошакбаевой удалось получить копии доверенности, выданной Нагайцевым на имя Оразбаева, и копия договора купли-продажи квартиры.
Текст и смысл указанной доверенности заключались в том, что Нагайцев уполномочил «юриста» вести дело по оформлению наследственных прав на квартиру. При этом в конце доверенности указано: Нагайцев уполномочил Оразбаева продать означенную квартиру за цену и на условиях по усмотрению самого Оразбаева. Как выяснилось, сам Ногайцев текст доверенности не читал по причине зрения, в смысл тоже не вникал, так как юридически не грамотен, а во всем доверился людям со стороны.
В личной беседе автора этой статьи в присутствии пострадавшего на вопрос: продал ли Оразбаев квартиру, тот начал заверять, что никаких сделок с ней не совершал и даже намерений таких не было.
Оказалось, и намерения были, и сделку провернул. В результате дальнейшего исследования договора купли – продажи квартиры, заверенного нотариусом, выяснилось, что квартира таки была продана за 800 000 тенге! Покупателем квартиры оказался некий гражданин Кененбаев. И даже этих денег пожалел отдать Анатолию.
Поняв, что дело может принять иной оборот, Оразбаев и Кененбаев посчитали лучшим вариантом вернуть квартиру слабовидящему риддерцу. О чем 17 марта 2022 был подписан еще один договор купли-продажи квартиры – на этот раз Ногайцеву. Сделку заверила все та же нотариус Ошакбаева. На следующий день сделка прошла регистрацию в Отделе по земельному кадастру и недвижимости филиала НАО «ГК «Правительство для граждан» ВК области.
Можно сказать, что данная история закончилась для Нагайцева благополучно. Зато нужно констатировать, что совсем неблагополучно наше государство, если в нем происходят подобные истории. Думается, что нужно провести проверку в Отделе полиции Риддера, лучше всего антикоррупционной службой РК, поскольку, возможно, были или будут другие обладатели недвижимости, попавшие в мутные схемы полицейско-нотариального альянса.