Тринадцать

04.08.2021

Начался самый масштабный по казахстанским меркам политический процесс в отношении 13-ти неравнодушных граждан, которых власти обвиняют в политическом экстремизме.

3 августа в Алматы начался по существу судебный процесс с известным исходом в отношении 13 гражданских активистов, которых власти пытаются записать в «экстремисты» за выражение своих оппозиционных воззрений.

Судья Алмалинского районного суда Ернар Касымбеков может войти в историю страны, поскольку сейчас в онлайн-стенах суда проходит самый массовый политический процесс. Разве что если волна репрессий будет нарастать, то групповые приговоры уже перестанут кого-либо удивлять.

По самой распространенной статье Уголовного кодекса, применяемой в отношении политических оппонентов власти – 405-ой, предстали Ноян Рахимжанов, Кайрат Клышев,  Асхат Жексебаев, Ермек Козиев, Дархан Уалиев,  Абай Бегимбетов, Даметкан Аспандиярова, Гульзипа Жаукерова, Нинагуль Жуманиязова – у них 1 и 2 части 405 статьи. Несколько легче положение Бакдаулета Алибекова, Болата Смагулова, Марата Курбанова и Дианы Баймагамбетовой – у них «только» 2 часть.

Рахимжанов, Клышев, Жексебаев, Бегимбетов, и Баймагамбетова уже длительное время, как «самые опасные», находятся в следственном изоляторе. Причем Нояну Рахимжанову, Кайрату Клышеву и Асхату Жексебаеву следствие пыталось приписать еще одну статью – 182-ую «Создание, руководство экстремистской группы», которая тянет уже до 17 лет лишения свободы. Однако в июне прокуратура внезапно не усмотрела признаков экстремистской группы, так что под суд всех отдали по оставшейся 405-ой статье.

Процесс, начавшийся с ходатайства защиты об изменении меры пресечения находящимся под стражей, быстро вошел в обычное русло, после того как судья Касымбеков ожидаемо отклонил это ходатайство.

Четыре часа прокурор безжизненным голосом зачитывал обвинения, не менее ста раз повторив «экстремизм», «экстремистский», «экстремисты», как будто пытаясь убедить самого себя в правильности выводов следствия. Но на подобный случай на Востоке говорят «Сколько ни повторяй “халва” – слаще во рту не станет». За сим шла расшифровка «экстремистских» деяний: дестабилизация обстановки на территории Алматы, подрыв суверенитета и национальной безопасности, формирование негативного образа власти, призывы к отставке правительства и призывы к изменению строя с президентской на парламентскую форму правления, и так далее. Инструменты для дестабилизации и подрыва тоже самые внушительные: одиночные пикеты и митинги, майки с символикой запрещенного судом оппозиционного движения «Коше партиясы», призывы к общественности через соцсети, мессенджеры и листовки вступать в движение, дискуссии в сетях о ситуации в стране – другими словами весь набор того, чем занимается любая оппозиционная партия в свободном государстве.

Зачитал прокурор и тексты листовок: «Правда выше закона», «Мы за парламентскую республику», «Свободу политическим заключенным» и другие, что опять же, по его мнению, подчеркивает экстремистскую направленность подсудимых.

Тем не менее гособвинитель отметил, что в действиях 13-ти оппозиционеров «призывов к насильственному свержению строя нет».

Зато тяжесть приписываемых им преступлений подчеркивает то, что эти люди «трансформировали» ранее запрещенное оппозиционное движение Демократический выбор Казахстана в «Коше партиясы», таким образом участвовали в «конспирации» ДВК. Однако ни один подсудимый не согласился с тем, что являлся участником ДВК, так как создавали свое движение. Однако следствие все решило за них.

Во время допроса подсудимых судья Касымбеков как огня избегал слова «политический», даже пригрозив адвокату Галыму Нурпеисову лишением лицензии за то, что тот попросил своего подзащитного дать трактовку «политический заключенный» (требование их освобождения, по версии следствия, также признак экстремизма).

По всей видимости, процесс не будет сильно затягиваться. В этом не заинтересованы ни подсудимые, которые могут при указке из Акорды «отделаться» ограничениями свободы, ни суд, который, надо полагать, все сам прекрасно понимает.

Аналогичные процессы сейчас потоком идут в соседних России и Беларуси, где также власти пытаются убедить мировое сообщество и самих себя в том, что борются с экстремизмом, а не со своим народом и не за дальнейшее удержание той самой власти. Правда, убедить мировое сообщество не удается. Как не удалось в 30-х годах прошлого столетия товарищу Сталину и его пропагандистской машине убедить мир, борьба по всем фронтам ведется с международным шпионажем и заговорщиками против самого Сталина и советского руководства. Правильную оценку этому безумию, где в качестве декораций использовали следователей, прокуроров и судей, дали позже.