Тестовый режим: «Свидетеля Иеговы» не депортируют, но и пытки в его отношении не расследуют
  • Главная
  • >
  • Тестовый режим: «Свидетеля Иеговы» не депортируют, но и пытки в его отношении не расследуют

Тестовый режим: «Свидетеля Иеговы» не депортируют, но и пытки в его отношении не расследуют

24.12.2025

Узбекистанский «Свидетель Иеговы» с видом на жительство в Казахстане останется в нашей республике, несмотря на вынесенное решение судом первой инстанции. Еще остается вопрос по пыткам, примененным в отношении него полицейскими, поскольку дело напрочь зависло в прокуратуре Кентау.

22 декабря в суде Туркестанской области состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на вынесенное решение городского суда Кентау по депортации гражданина Узбекистана, имевшего вид на жительство в Казахстане, Данияра Турсинбаева. Последователя христианской общины «Свидетели Иеговы» в день полицейского рейда во время богослужения доставили в Департамент полиции, где через угрозы и избиения получили признание о его «незаконной миссионерской деятельности».

13 августа этого года полицейские Кентау вторглись в помещение, где проходило богослужение «Свидетелей Иеговы» и увели с собой нескольких верующих. В то же день у себя дома был задержан и Турсинбаев, которому пытались вменить «разжигание розни», однако потом решили хотя бы выбить признание о его якобы миссионерской деятельности. В то же время и полиция, и прокуратура всеми правдами и неправдами пытались не допустить возбуждения уголовного дела по рукоприкладству. Удалось только через суд, однако на этом все остановилось: полиция явно не спешила проводить следственные действия, тем более что в инциденте напрямую, со слов потерпевшего, был задействован начальник управления городской полиции Баглан Янкин (см. «Именем Тарабарского короля!» В Кентау полиция взялась за общину «Свидетелей Иеговы», «Через не хочу, пень и колоду», .

Сам факт «миссионерской деятельности» уже имел основания требовать депортации узбекистанца, который усилился его намерением привлечь к ответственности участников избиения. В этом случае принцип «нет тела (даже живого) – нет дела» мог бы 100-процентно способствовать уйти от ответственности за совершение тяжкого преступления.

И городской Кентауский городской суд не смог отказать в просьбе представителям власти, вынеся 21 ноября постановление о депортации Данияра Турсинбаева на родину. Тогда как в Казахстане у него остались бы жена и маленький ребенок, оба граждане Казахстана.  

22 декабря судья апелляционной коллегии не усмотрел в трех пунктах обоснования стражей порядка депортации Турсинбаева ни одного, что бы позволило выполнить их требование, одобренное судом первой инстанции. Так что Данияр останется в Казахстане. В тот же день в том же суде рассмотрели жалобы, отклоненные тем же Кентауским судом на допущенные процессуальные нарушения в отношении верующего в связи с его заявлением о пытках.

Уголовное дело по статье 146 Уголовного кодекса так и зависло в прокуратуре Кентау. Правда, в этот раз суд назначил две дополнительные экспертизы и принял во внимание экспертизу, подготовленную Коалицией НПО Казахстана против пыток по Стамбульскому протоколу.

За перипетиями кейса Данияра Турсинбаева следят не только в общинах «Свидетелей Иеговы» и в среде казахстанских правозащитников, но и за пределами республики, и ее разрешение может иметь принципиальное значение для оценки американскими и европейскими партнерами государства состояния свободы вероисповедания в Казахстане.