В Военном суде Алматинского гарнизона вынесли приговор по делу о гибели алматинцев Ерлана Жагипарова и Ауэза Капсаланова во время Январских событий 2022 года. Замкомандира военной части Национальной гвардии Айтчана Аубакирова признали виновным в превышении власти и приговорили к семи годам лишения свободы. Адвокат потерпевшей стороны Сауле Кобжанова рассказала Orda.kz, что именно происходило в дни Кантара и почему суд проходил в закрытом режиме.
Суд, напомним, начался в середине декабря 2024 года. На скамье подсудимых — подполковник в отставке Айтчан Аубакиров, бывший заместитель командира в/ч 5571 Нацгвардии МВД по воспитательной, социальной и правовой работе. Ему вменяли ч. 2 статьи 451 Уголовного кодекса «Превышение власти, повлёкшее тяжкие последствия».
Изначально процесс проходил открыто, но спустя некоторое время его закрыли. Как пояснила адвокат, такое ходатайство поступило от одной из свидетельниц.
«Официально было подано ходатайство от одной из свидетельниц, которая побоялась за свою безопасность. Она, воспользовавшись своим конституционным правом, просила провести процесс в закрытом режиме. Но в данном случае это не особо повлияло на гласность. Потому что на момент закрытого процесса допросили 90 процентов свидетелей. То есть общественность имела возможность оценить произошедшие события и сделать выводы».
Обстоятельства гибели Жагипарова и Капсаланова
По версии следствия, Жагипарова и Капсаланова задержали во время Кантара, но, опасаясь дальнейшего насилия, они пытались скрыться. Подсудимый же, подполковник Айтчан Аубакиров, застрелил их. Однако оба погибших были в наручниках, а на месте их гибели никакого оружия не нашли. Проведённые экспертизы не выявили следов пороха, что свидетельствует о том, что они не стреляли.
«Нас смущает, что два трупа были рядом на дороге. Когда начинается стрельба, люди разбегаются. Либо Жагипаров и Капсаланов были скованы одними наручниками, поэтому рядом упали. Либо были застрелены не при нападении, как это утверждает Аубакиров. Там не нашли оружия. Следствие провели грамотно. Были произведены смывы с рук потерпевших. На них не установлены следы пороховых следов. То есть эти люди не стреляли», – поделилась подробностями Сауле Кобжанова.
Айтчан Аубакиров, служивший в Национальной гвардии МВД более 25 лет, занимал должность заместителя командира военной части в Алматы. В период беспорядков использование оружия было разрешено только офицерам, однако Аубакиров применил его в отношении безоружных задержанных.
«Есть официальная версия, что задержанных якобы освободили. То есть в обвинительном акте указано, что, опасаясь дальнейшего избиения, они пытались сбежать, и их застрелили. Сам подсудимый прослужил порядка 25 лет в Национальной гвардии МВД. Он был заместителем командира части по Алматы. Это высокая должность. Оружие в те дни было разрешено применять только офицерскому составу. Это было правильно. Мы должны признать, что Нацгвардия подвергалась нападениям со стороны митингующих. Но здесь Аубакиров сам применил оружие. И, к сожалению, применил в отношении двух мирных граждан, которые были в наручниках», – продолжила адвокат.
Адвокат Сауле Кобжанова также представляла интересы предпринимателей и граждан, обвинивших Болата Назарбаева и его людей в рейдерском захвате (суд по делу ОПГ Елдоса Коспаева).
Ерлан Жагипаров был волонтёром общества «Охотники за петроглифами» и активно выступал за сохранение исторических памятников в урочище Архарлы. Он был застрелен в упор из автомата Калашникова на площади Республики в разгар Январских событий.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Orda.kz