В Казахстане число осужденных по «террористическим» и «экстремистским» статьям перевалило за тысячу. Однако те, кто освобождается, сталкивается с другой проблемой, которая вполне тянет на дополнительное наказание и не позволяет человеку при всем его желании вернуться в общество.
Вот этот перечень, о котором идет речь и в который включено сейчас более 1000 человек, которые по существу не могут пользоваться ни своими заработными платами, ни алиментами и которые имеют серьезнейшие проблемы с оформлением документов, включая страховки, которые не могут открывать предприятия (индивидуальные или еще какие). По существу целый ряд законов в Конституции во втором разделе, прежде всего экономических, и где-то даже социальных, не работают в отношении этих людей.
Все это происходит на основании закона, который у нас был принят в 2009 году, и он называется «противодействие легализации, отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма». Исходя из названия, логически целесообразная задача — бороться с финансированием терроризма, чтобы деньги не шли в террористические организации и не использовались в террористической деятельности.
При принятии этого закона и сейчас, когда его там критикуют и где-то возмущаются те лица, которые попали под этот закон и этот перечень, наши власти говорят «а мы действуем в полном соответствии с международными нормами, мы следуем ратифицированной нами международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма».
Я специально открыл эту конвенцию.
Сначала определимся четко. Она ничего не говорит про экстремизм. Она говорит только про терроризм. То есть, она никакого отношения к экстремизму не имеет. Отдельно отставим эту тему, но вспомним, что закон тоже называется «о борьбе с терроризмом». Он про экстремизм даже в названии ничего не говорит.
Для чего принята эта конвенция и что в ней написано? Цель конвенции — воспрепятствовать и противодействовать движению средств, в отношении которых есть подозрение, что они предназначаются для террористических целей. То есть мешать средствам, которые идут на терроризм, ни в коей мере не ущемляя, при этом, свободу движения законного капитала. Специально оговорились международные законодатели, что это касается только тех средств, в отношении которых есть серьезные подозрения, что они предназначены для террористических целей.
Я не могу сказать за всех 1000 человек, которые попали в перечень. Но, во всяком случае в отношении нескольких лиц, которых я знаю лично, которые они получают в виде заработной платы, алиментов и т. д. Никакого отношения, даже подозрения, что они направляются на террористические цели не вызывает. То есть сам уже этот факт ставит под сомнение вообще соответствие этого закона и принимаемых на основе этого закона действий к самой конвенции, на которую он ссылается.
Что требует конвенция от государства? Она от него требует признать преступлениями некоторые виды деяний. И перечисляет специально о чем идет речь: Конвенция о борьбе с захватом воздушных судов, Конвенция о борьбе с актами, направленными против безопасности авиации, Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений, против лиц, пользующихся международной защитой, Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, Конвенция по борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства, против безопасности стационарных платформ и Конвенция с бомбовым терроризмом.
Вот перечислено все то, что государство должно признать преступлением. И дальше каждое государство должно за эти преступления назначить соразмерное наказание, что Казахстан благополучно давным-давно сделал. И также государство должно, с точки зрения этой конвенции, следить за тем, чтобы средства не шли на совершение этих преступлений. И преследовать каждое лицо, которое эти деньги финансирует в вот эти вот деяния. И все.
То есть понятно, Конвенция борьбы против конкретных преступлений и наказание за эти преступления и наказание за финансирование или содействие финансированию этих преступлений.
И я не могу исключать, возможно, в этом перечне есть такие лица. Хотя я думаю, что в этом перечне, как ни странно, их нет. Потому что они были уже осуждены за финансирование терроризма. Их за это уже осудили и, соответственно, они уже вышли. Дальше, возможно, вы уже усмотрели, что они опять что-то пытаются там сделать, но привлекают их снова за финансирование терроризма.
Теперь дальше смотрим интересный такой момент — перечень сделан в соответствии с законом. Закон этот существует отдельно от уголовного кодекса. У нас любое наказание должно быть: а – написано в приговоре, либо в постановлении суда по административному делу; б — не может существовать от него отдельно. Должно быть деяние и за него соразмерное наказание в виде лишения какого-то права.
Здесь законом, который существует отдельно от уголовного кодекса, вводится перечень, и заметьте: еще перечень, в который включили террористические преступления и экстремистские преступления. В статье, посвященной понятиям, в нашем уголовном кодексе они разделены. Есть отдельно террористические преступления, есть отдельно экстремистские. Если вы ссылаетесь на международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма, то зачем вы туда все экстремистские преступления засовываете, ссылаясь на международное право? В международном праве ничего подобного нет. В нем даже нет понятия «экстремизм». Оно юридически до сих пор не сформулировано.
Но если оно даже есть в нашем законодательстве, то вы не можете ссылаться на международное право! Тем более, что ваш закон называется «о борьбе с терроризмом».
Следующий момент. На людей накладывают дополнительное наказание, не предусмотренное ни одним приговором, вступившим в законную силу, и несуществующим или не включенным в уголовный кодекс. Не может существовать ни одного закона налагающего наказание вне уголовного кодекса! Это грубейшее нарушение принципов уголовного права. Более того, вы посмотрите: эта вся конструкция прямо противоречит принципу юридической предопределенности и предсказуемости, что тебя наказывают, изымая все деньги. Он не соразмерен ни чем. Там даже сумм нет. Вы когда штраф получаете, вам сумму определяют. А здесь никакой суммы не определяют. Здесь просто вас лишили всего. Вам выделили минимум, на который вы возможно просуществуете. То есть вообще более беззаконного закона, на основе которого выпущен этот перечень, я не видел. Или вернее беззаконного перечня на основе закона. Хотя у нас много законов, которые можно поставить под сомнение.
Нужно ли бороться с финансирование терроризма? Нужно. Нужно ли использовать международные институты? Нужно. Но на каком основании вы людей лишили их имущества, их собственности?
Что такое собственность? Вот то, что находится на счетах и то, что поступает туда в виде любых доходов — это собственность. И это не доказано, что поступило незаконным путем. Человек может быть лишен собственности только на основании приговора суда. Какой приговор суда вы здесь приводите? Вы косвенно считаете, что в том приговоре, которым данное лицо осуждено за экстремистское или террористическое преступление, предполагается, чтобы у него отобрать деньги. Давайте все поотбираем? На что он там живет, на что он там ездит?
И ссылка при этом идет, что более всего печально, на международное право. Это злоупотребление международным правом. Это неправильная интерпретация международного права. Это ликвидация принципа соразмерности за деяние. Это повторное наказание человека, который уже отбыл свой срок или продолжает отбывать, и у которого четко определены пределы его наказания.
Могу только добавить лишь то, что организация, которую я возглавляю, начинает стратегическую судебную тяжбу против этого. То есть мы будем подавать в суд и дойдем до Комитета ООН по правам человека, демонстрируя, что это все совершеннейшее беззаконие. Это нарушение и права собственности, и самое главное, что это нарушение целого ряда принципов международного права. Потому что человека подвергают, по существу, уголовному наказанию, лишают права пользоваться собственным имуществом в наказание за то преступление, за которое он уже наказание получил.
– К кому в нашем государстве идти, если ты попал в подобную историю?
Сам факт включения человека в перечень, если строго следовать этому закону, то здесь ничего особого нет. Потому что закон предусматривает, что вас включают в перечень, так как вы были осуждены за экстремистское или террористическое преступление. В национальном законе это четко прописано.
Поэтому необходимо выяснить основания, по которым человек был включен в перечень.
Здесь ни участковый не поможет, ни Генеральная прокуратура, никто. В Генеральную прокуратуру можно обращаться, если лицо считает, что оно незаконно или неправомерно было включено в данный список. А во всем остальном необходимо обжаловать сам перечень.
Я понимаю, если бы был какой-то дополнительный или усиленный финансовый мониторинг в отношении лица, которое было осуждено за терроризмом. Но в данном случае вас не мониторят, у вас просто отбирают средства к существованию.
Сюжет «Настоящего времени» доступен здесь: https://www.currenttime.tv/a/28963492.html