Второе право человека

19.03.2018

Никто не расставлял права человека по очереди, но никто не будет спорить, что право на жизнь – первое право человека, оно установлено в Конституции РК. Но в Конституции РК нет второго (по моему мнению) по значимости права человека – регулярного права выбора, – как жить, о котором даже матёрые либералы, зацикленные на правах человека, не ведают.

Конституция РК принята на референдуме 30.08.1995 года гражданами, достигшими 18 лет. Родившимся в 1995г. в настоящим 2018 году – 23 года, а тем, кому в 1995 году было 17 лет (родившимся в 1978 г.), в настоящее время 40 лет, они ещё не участвовали в референдуме по принятию Конституции и до конца жизни им выразить своё волеизъявление в референдуме по Конституции, вероятно, не предвидится, если Президент решит не проводить референдум по проекту изменений, а – «…решит передать его на рассмотрение Парламента…», – п.1 ст.91 Конституции РК. Причём, референдум по внесению изменений в Конституцию не заменяет референдум по самой в целом Конституции.

Конституция – договор между народом страны и государственной властью. Те граждане, которые не участвовали (по возрасту) в референдуме по принятию Конституции, юридически не являются субъектами договора, следовательно, не несут никакой ответственности по конституционным обязанностям человека и не вправе ничего требовать от государства, кроме обеспечения им права выразить своё волеизъявление на референдуме по Конституции, приемлемой для них и всех. (Кстати, те граждане РК, которые по возрасту не голосовали на референдуме по Конституции РК, осуждённые по УК РК, осуждены незаконно, так как они не являются субъектами конституционного договора Казахстана. Освободить их по этому поводу – находка для власти – сохранить власти правовое лицо. РК ведь правовое государство – п.1 ст. 1 Конституции.)

В Конституции не установлено, что её должны исполнять те, кто по возрасту ещё не мог голосовать за неё. Ни в одном международном акте, ни в национальном законодательстве не установлено, что вновь родившийся человек сразу становится правопреемником всех обязанностей, прав и свобод предков, или – с достижением гражданского возраста и первым голосованием на любых всенародных выборах (не по Конституции) заявляет свой акцепт с Конституцией, принятой предыдущим поколением. Никто не имеет права вменять новому поколению обязанность жить по правилам предыдущего поколения, если эти правила не были продуктивно полезными для народа; никто не имеет права лишать человека, людей права выбора цели и смысла жизни – ключевого права человека по жизни. И не установлено, что Конституция не должна меняться в связи с изменяющимися условиями жизни людей для очередного нового поколения или меняться только в результате кровопролитных революций.

Право человека на участие в референдуме по Конституции РК есть, но без регламента регулярного проведения референдума по Конституции, часть народа за всю свою жизнь может быть фактически лишена права выразить своё волеизъявление по Конституции.

При всей эксклюзивности Конституции РК в отношении прав человека, ключевого права человека на регулярный выбор идеи и смысла жизни для себя, – как члена всего народа страны, в Казахстане нет, – какая же это демократия? Должно быть.

Поколение людей, достигших возраста, дающего им право голоса, должно иметь право выразить своё отношение (согласие или заменить) к Конституции. Каждый год устраивать референдум по Конституции, наверное, технология ещё не позволяет делать это бесплатно и быстро, но после первого её принятия на референдуме, следующие граждане, достигшие 18 лет должны иметь право выражать свое отношение к Конституции, предположим, максимум через каждые 9 лет (половина от 18 лет – возраста первого голосования человека в РК). Пропущенный референдум по Конституции РК в 2004, 2013 годах теперь можно бы реализовать в любое настоящее время, или в очередной срок – в 2022 году.

Или может быть на каждых очередных выборах Президента государства (каждые семь лет) кандидаты в Президенты будут предоставлять народу (заблаговременно – для изучения) проекты своей Конституции (в качестве их программы, – чтобы не голословно, а документально) для одновременного голосования на выборах за кандидатуру и его Конституцию.

И для граждан, принимавших на референдуме Конституцию, необходимо по результату её работы, подтверждать свою промежуточную оценку её полезности для народа, и государственная власть – заинтересована знать промежуточный публичный народный «лакмус» качество её работы. Регулярные референдумы по Конституции будут давать ещё эффект взбадривания власти (без массовых протестных демонстраций).и поддержания её тонуса в ответственном состоянии.

В настоящее время уже значительная часть населения в РК ещё не имела возможности выбирать Основной Закон страны, определяющий условия их жизни, живут вне конституционного поля и вне законодательного поля – законов, основанных на Конституции.

На сегодня граждан, которые по возрасту имеют право голосовать (родившиеся с 1978 по 2000 годы), но не имели возможности участвовать в референдуме по Конституции, составляют приблизительно (такой возрастной статистики в интернете нет) 50 % от числа граждан старше 18 лет. Так как сегодня государственная власть в РК действует приблизительно только от половины народа – источника власти в РК, – п.1 ст. 3 Конституции, который в 1995г. поручил (п.2 ст.3 Конституции) избранной им группе людей управлять страной, то, следовательно, у государственной власти уже осталась приблизительно только половина легитимности власти. Дело даже не в том, что это может иметь неожиданные неизвестные последствия, а – в порядочности государственной власти. Надо бы пополнить легитимность и поддерживать её на квалификационном уровне регулярными референдумами.

Статичная Конституция является индульгенцией для любой негодной власти.

Статичная Конституция является тормозом для жизни, которая в любых её проявлениях ни мгновения не стоит на месте. Конституция не должна быть Законом «вчерашнего» дня, не должна быть тормозом общественно-политического, гражданского, социального, интеллектуального, нравственного и духовного развития общества, не должна быть гарантом застойной неопределённости (безыдейности), а может и должна быть в концепции определённой идеи, динамичной, оперативно следовать современным изменяющимся вызовам жизни народа, работать на улучшение качества жизни и должна быть написана юридически честным и лингвистически грамотным языком.

Молодые разных партий демократы, либералы и беспартийные, слово – в рамках закона за Вами, у государственной власти честных ресурсов отказать нет.

P.S. По Конституции РК власть народа абсолютна – без исключения чего-либо, то есть, – на всё, в том числе и на неустановленное в Конституции (со временем народ осознает и заявит другие права человека), а государственная власть ограничена Конституцией, не смотря на установленные в ней – и «иные» полномочия, которые являются «паразитами», загрязняющими Конституцию РК, недопустимыми в праве. Только за – «иные», Конституция Казахстана подлежит замене.

Я еще лет 10 назад, когда изучал Конституцию (потом было опубликовано – «Страдания казахстанской Конституции» в газете «Трибуна. Коммунист Казахстана» за 20,28 августа, 3,10,17,24 сентября, 1,8,15 октября 2014г.) предполагал, что в ней не все права человека, но только вот – 8 марта 2018г «открыл» это «второе право человека», посвящаю его – в честь женщин. Регулярное «оплодотворение» Конституции Казахстана новыми идеями и общественными и человеческими ценностями – залог воспроизводства и жизненности казахской нации. Постоянное гуманистическое совершенствование Конституции обеспечит строительство самого гуманного общества.

Казахстанцы, второй жизни не будет, хватит прозябать только ради хлеба и вещей, объявите для себя великую идею (ради которой только – смысл жизни, вспомните или найдите, – о чём пели акыны) и только тогда нация расцветёт.


Добавить комментарий