Принятый в 2014 году закон «О профсоюзах» мог оставить за бортом множество профсоюзных организаций – из-за невозможности пройти перерегистрацию, требуемую этим законом. Проблема заключалась в том, что теперь все локальные самостоятельные профсоюзы обязуют входить в отраслевые, а те, в свою очередь, в территориальные. И первые, и вторые имеют, как правило, тесные отношения с крупными корпорациями и властью. В Министерстве труда и социальной защиты населения заявили, что такая модель должна обеспечить «доведение до низового уровня и выполнение решений, принимаемых на национальном, отраслевом и региональном уровнях, а также создать обратную связь работников с руководящими органами профсоюзов и их объединениями». Иной точки зрения придерживаются профсоюзники. По их мнению, принятие данного закона стало реакцией на забастовку в Жанаозене в 2011 году, и в конечном итоге в стране не останется независимых рабочих организаций.
В этом споре Международная организация труда (МОТ) заняла сторону противников закона и несколько раз высказала серьезную обеспокоенность новой законодательной инициативой, нарушающей права работников и противоречащей положениям этой организации, членом которой является Казахстан.
Приступить к ликвидации!
По состоянию на 2015 год в Казахстане было зарегистрировано 896 профсоюзов, из них 150 – локальные. После вступления закона в силу лишь 163 организации прошли реорганизационную процедуру, над остальными нависла угроза принудительной ликвидации. Однако по каким-то причинам власти приостановили ликвидацию «неприсоединившихся» и даже допустили первичную перерегистрацию Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан (КНПРК), но лишь до поры до времени.
Председатель КНПРК Лариса Харькова рассказала «Фергане», что Министерство юстиции отказывается регистрировать их областные отделения. В результате организация может лишиться не только своего республиканского статуса, но и потерять все свои региональные структуры.
«Сейчас мы столкнулись с ужасающей ситуацией – закрытие профсоюзов государством. Сначала был принят репрессивный закон «О профсоюзах», который нарушил наши права и все международные конвенции. Данные нововведения предполагали всем профсоюзам пройти перерегистрацию, определиться со своими уставами и положениями и в течение шести месяцев вступить в какую-либо отраслевую или республиканскую структуру. Мы всё это сделали. Но в конечном итоге Министерство юстиции вместо того, чтобы регистрировать наши филиалы, начало подавать иски об отмене государственной регистрации», – делится проблемой председатель КНПРК. Уже на этой неделе состоится судебное разбирательство по иску Минюста о ликвидации профсоюзной ассоциации.
По словам Харьковой, пять отраслевых профсоюзов, входящих в конфедерацию, подали заявки на открытие 40 филиалов в различных городах Казахстана, но государственную регистрацию сумели пройти лишь 16 региональных представительств. За более чем полтора года КНПРК получила свыше 25 отказов в регистрации. Профсоюзники сетуют, что всё это время они не могут заниматься защитой трудовых прав рабочих и привлекать новых членов – все силы уходят на попытку самосохранения.
«Не понимаю, почему правительство подвергает гонениям наши профсоюзы в регионах. Вы можете представить себе, чтобы республиканскую организацию создали за полгода? Это невозможно. Мы сделали всё возможное. Создали. Однако теперь может оказаться, что всё это было зря», – считает Лариса Харькова.
По её словам, если государство не изменит своей позиции в отношении независимых профсоюзов, то в ближайшее время в Казахстане вместо трех существующих профцентров может остаться только одна государственная структура – Федерация профсоюзов (ФПРК), берущая свои корни еще с советских времен.
«Им дали приказ»
То, что деятельности независимых профсоюзных организаций препятствуют и под различными предлогами не регистрируют их документы именно власти, подтвердил Нурбек Кушакбаев – председатель филиала «Отраслевого профсоюза работников топливно-энергетического комплекса» Мангистауской области.
«В нашей области именно филиалам КНПРК не дают регистрироваться. Когда они узнают, что новый локальный профсоюз открывается с нашей помощью и в последующем будет нашей членской организацией, то находят любые причины и отговорки, чтобы его не регистрировать. Простой пример: берут один документ из пачки и говорят, что его не хватает. Бывает, что придираются даже к грамматике, лишь бы не давать регистрацию. Скорее всего, им дали приказ не регистрировать, и они его выполняют», – рассказал профсоюзник.
О том, что борьба с независимыми профсоюзами инсценирована «сверху», по мнению профработников, говорит и следующий факт: судебные иски об отмене государственной регистрации «Отраслевого профсоюза здравоохранения и социального развития» и «Отраслевого профессионального союза домашних работников «Справедливость» подал Минюст.
По словам Кушакбаева, если ситуация не изменится и власти не примут положительного решения по вопросу регистрации подразделений КНПРК, то работники, состоящие в их организациях, готовы перейти к решительным действиям. Более трёх тысяч человек уже заявили о готовности объявить голодовку.
Чтобы не бастовали
Под угрозой закрытия находятся и другие профсоюзные организации, которые не входят в КНПРК. Борются с ними государственные органы, но при помощи ГОНГО – «государством организованных негосударственных организаций».
К примеру, руководитель Мангистауского областного территориального объединения Федерации профсоюзов Казахстана Кайракбай Жанабеков недавно написал заявление в областную прокуратуру на руководителей регионального независимого профсоюза «Актау» Мухтара Умбетова и Кенжегали Суйеуова. Жанабеков потребовал привлечь профлидеров к уголовной ответственности и пресечь деятельность организации. Причиной его недовольства стало то, что Умбетов и Суйеуов «поддерживают забастовки, митинги и голодовки нефтяников, а также осуществляют свою деятельность в объединении, которое не прошло должную перерегистрацию после вступления в законную силу закона «О профсоюзах» и Трудового кодекса».
И всё равно бастуют
Несмотря на то, что в 2015 году Уголовный кодекс обогатился дополнительной новеллой, позволяющей привлекать к серьезной ответственности организаторов незаконных забастовок, власть пока не решается применять репрессивные меры в отношении бастующих. И даже удовлетворяет их требования, видимо, надеясь, что подобное сохранится на локальном уровне.
Как сообщила КНПРК, в Форт-Шевченко (запад Казахстана) работникам компании «Казстройсервис», обслуживающей нефтегазовую отрасль, хватило всего двух дней голодовки на рабочих местах – 19-20 ноября, – чтобы их требования были выполнены. Забастовка была организована локальным профсоюзом работников «Тупкараган». Возможно, к удовлетворению требований подвигло ещё и то, что после смены рабочие выходили на площадь и молча стояли там.
В июле в Жанаозене несколько дней подряд проходила забастовка рабочих буровой компании «Бургылау» (подрядная организация «ОзенМунайГаз»). Тогда против сокращения рабочего времени и снижения заработных плат выступили несколько сотен работников. В ходе переговоров бастующим было обещано выполнение требований. Когда же ничего не изменилось, в октябре рабочие, но уже в количестве около двух тысяч, вновь заявили о начале забастовки. Спустя три дня требования забастовщиков были удовлетворены.
И не друг, и не враг, а так…
23 ноября 2016 года международная правозащитная организация Human Rights Watch презентовала свой доклад под названием «Мы не враги» о нарушении прав трудящихся и профсоюзов в Казахстане.
«Правительство Казахстана не обеспечивает работникам гарантии прав на свободу ассоциации и полной защиты их трудовых прав. Работникам приходится преодолевать значительные препятствия законодательного и правоприменительного характера, чтобы реализовать свое право на организацию. Изменения в законодательстве за последние годы усложнили порядок свободного объединения в профсоюзы и ведение коллективных переговоров, а также ввели уголовную ответственность за руководство или активное участие в незаконных забастовках. Бескомпромиссные профсоюзные лидеры и рабочие активисты подвергаются притеснениям, слежке, а иногда и увольнению», – говорится в преамбуле этого более чем 100-страничного доклада.
Об отношении в Казахстане к независимым профсоюзам ранее говорил советник Международной конфедерации профсоюзов Антон Леппик: «Закон о профсоюзах РК не соответствует заложенным в Конвенции МОТ №87 принципам свободы объединений. Международная конфедерация профсоюзов (МКП) на это указывала еще в ходе обсуждения законопроекта, а после его принятия направила текст закона и свои замечания в Комитет экспертов МОТ, который признал отдельные положения закона нарушением Конвенции 87».
По словам профсоюзников, если в ближайшее время ситуация не изменится и чиновники не станут выполнять рекомендации Международной организации труда, а также международных профсоюзных и правозащитных организаций, то в Казахстане могут не досчитаться порядка 500 рабочих организаций. Тем не менее, независимые профсоюзы не теряют надежд на диалог с властью. Перед тем, как переходить к более конкретным действиям, они намерены обратиться к президенту и представителям соответствующих ведомств с просьбой вмешаться в происходящее.
ИСТОЧНИК:
Международное информационное агентство «Фергана»
www.fergananews.com/articles/9177