Стать «джихадистом» очень просто

10.01.2018

Напомним, 27 ноября прошлого года сотрудниками правоохранительных органов был задержан ряд гражданских активистов. Им предъявили обвинения в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 256 уголовного кодекса «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, совершённые лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, либо группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников».

По версии следствия «задержанные под прикрытием незарегистрированной общественной организации готовили в Алматы акции по нарушению общественного порядка, устрашению населения, а также саботированию работы правоохранительных органов». Руководящую роль в этом деле полицейские отвели 43-х летнему Алмату Жумагулову. Также следствие не исключает, что «группа действовала по заказу преступных элементов, находящихся за рубежом».

Однако, как считают, представители ряда общественных и правозащитных организаций Алматы выдвинутые против гражданских активистов обвинения не выдерживают никакой критики и являются сфабрикованными. Как было заявлено на пресс-конференции,  арест Алмата Жумагулова и Кенжебека Абишева является прямым следствием удачной провокации со стороны секретного (теперь уже, возможно, нет) сотрудника КНБ Оралбека Орымова.

По словам адвоката Гульнары Жуаспаевой, о невиновности ее подзащитного Кенжебека Абишева говорит многое. Во-первых, в распространенном полицейскими видеоролике с «джихадистами» ее подопечный вообще не фигурирует. Более того, Абишев, являясь отцом шестерых детей, работал охранником в банке «Центр Кредит» и не имел смартфона, позволяющего обмениваться сообщения и распространять какое-либо видео или аудио в популярных мессенджерах. Во-вторых, ее подзащитный вообще не был знаком с остальными фигурантами дела, которые призывали к «джихаду». К тому же, не исключено, что видео могло быть просто смонтировано, что видно невооруженным глазом. Поэтому обвинения в участии Абишева в данном деле, как минимум, не состоятельны.

– Я вчера направила ходатайство прокурору города и следователю, чтобы изменили меру пресечения Кенжебеку. Он не имеет никакого отношения ни к этому видео, ни к аудио, которые якобы с его фотографией и текстом постоянно выставляли в СМИ, – заключила адвокат.

Другой защитник Жанара Балгабаева оказывает помощь Алмату Жумагулову, которого пытаются сделать главным обвиняемым.

– Ролик был разослан в whatsapp в 3 часа ночи 27 ноября. Спустя несколько часов у правоохранительных органов уже имелись санкции на арест и обыск. Несмотря на то, что мой подзащитный не открывал этот ролик и не был ознакомлен с ним, его задержали. Более того, по данному делу не были задержаны все те лица, которые фигурировали в том видео, хотя их найти не составляет труда. Все это вызывает множество вопросов, – высказалась Балгабаева.

Также адвокаты возмутились тем, что их подопечных с подачи полицейских или спецслужб до постановления суда назвали в СМИ преступниками и «джихадистами». Неправомерны, по их словам, и действия следователей, по традиции препятствующих законной адвокатской деятельности в ходе «политических обвинений» и ограничивающих доступ к материалам уголовного дела.

Президент общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина связывает арест гражданских активистом с очередным «психозом властей накануне 16 декабря». В своем выступлении она заявила, что не исключает сценария, согласно которому в этом деле «вдруг» обнаружится след Мухтара Аблязова.

Также на пресс-конференции было объявленно о создании комитета по освобождению гражданских активистов.


Добавить комментарий