КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

Ниже привожу часть из ключевых противоречий норм особенной части Конституции её общей части (её принципам). При этом, прошу учесть, что принципы Конституции имеют приоритет перед нормами особенной части.


Президенту Республики Казахстан
Назарбаеву Н.А.
Депутатам Мажилиса Парламента РК
Депутатам Сената Парламента РК
В Рабочую группу по политическим реформам

 

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые депутаты Мажилиса и Сената!
Уважаемые члены рабочей группы по политическим реформам!

В рамках всенародного обсуждения вопросов по внесению изменений в Конституцию и других мер связанных с этим, хотел бы выразить своё мнение и внести предложения.

Думаю, моё мнение и предложения не будут признаны крамольным, и за ними не последуют преследования и наказания в уголовном, административном либо ином виде. Причём, не являюсь членом политических, религиозных, радикальных или экстремистских организаций. Не получаю и не отмываю никаких и ни чьих средств. На учёте в наркологических либо психиатрических диспансерах не состою, и не лечился в них.

Инициативу Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева по внесению изменений в Конституцию Республики Казахстан поддерживаю, но с проектом предложенных Комиссией изменений в Конституцию категорически не согласен, так как эти изменения не устраняют ключевые противоречия Конституции, которые несут не предсказуемые последствия и угрозу: безопасности не только нашему государству и каждому его гражданина, но мировому сообществу из-за непредсказуемых последствий, и риска признания недействительными: международных актов и коммерческих договоров (контрактов); нормативно-правовых актов (НПА), в том числе по амнистии капитала, о первом Президенте; решений и приговоров судов; и т.д.

В 2014г. участвуя в Казахстанском юридическом профессиональном конкурсе в конкурсной работе «Ключевые противоречия в законодательстве» акцентировал внимание на эти противоречия, и для их устранения предложил внести изменения в Конституцию.

Данная конкурсная работа была оценена Заместителем председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Даригой Нурсултановной Назарбаевой и Казахстанским информационным порталом Zakon.kz в виде благодарственного письма (26 мая 2014г.).

Ниже привожу часть из ключевых противоречий норм особенной части Конституции её общей части (её принципам). При этом, прошу учесть, что принципы Конституции имеют приоритет перед нормами особенной части.

1.В соответствии со ст.3 п.4 Конституции РК, государственная власть состоит их трёх ветвей власти: «законодательной (Парламент)», «исполнительной (Правительство)», «судебной (суды, в лице судей, присяжных заседателей)».

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции (ст.49 п.1 Конституции), состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса (ст.50 п1 Конституции), которые возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов (ст.58 п1 Конституции).

Согласно ст.64 п.1 Конституции «Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью».

Согласно ст.67 пп1 Конституции «Премьер-Министр Республики Казахстан организует и руководит деятельностью Правительства».

Согласно ст.75 п.1 Конституции «Правосудие в Казахстане осуществляется только судом».

Согласно ст.75 п2 Конституции «Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства».

Согласно ст.75 п.3 Конституции «Судами Республики являются Верховный суд, местные и другие суды».

Согласно ст.1 п1 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей, «Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству».

Вопреки этому, «Конституционный совет» (раздел VI), «Прокуратура» (ст.83 Конституции РК) и «Президент» (раздел III) были наделены полномочиями государственной власти, хотя они не относятся ни к одной из её ветвей.

Так, «Конституционный совет» - не являясь органом судебной власти наделён её полномочиями по рассмотрению споров и вопросов, связанных с действием и применением норм Конституции и его толкованию, что также не допускается ст.75 ч.4 Конституции. «Прокуратура» - не являясь органом государственной власти наделена её надзорными полномочиями, и произвольно включена в раздел VII.Суды и правосудие Конституции. Причём, осуществление «Прокуратурой» полномочий надзора и уголовного преследования (ст.83), не совместимы и указывают на коррупционный риск. «Президент» - не относясь ни к одной из трёх ветвей власти наделён их полномочиями - издавать НПА (ст.45 п.2 Конституции), определять основные направления внутренней и внешней политики государства, представлять Казахстан внутри страны и в международных отношениях (ст.40 п.2 Конституции), обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом (ст.40 п.2 Конституции), и т.д. При этом, в НПА «Конституционный совет» и «прокуратура» отнесены к «государственным органам», а «Президент» отнесён к «высшему должностному лицу государства».

Между тем, согласно ст.3 п.3 Конституции «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону».

2.В соответствии со ст.3 п.1 Конституции «Единственным источником государственной власти является народ».

Согласно ст.3 п.2 Конституции «Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление власти государственным органам».

Вопреки этому, «Ассамблея народов Казахстана» и «Президент» были наделены полномочиями «источника государственной власти - народа», в формировании ветвей государственной власти, хотя они не являются «народом» или «государственным органом», которому делегированы такие полномочия.

Так, Ассамблея народов Казахстана формирует часть нижней палаты законодательной ветви власти, а именно из своих членов делегирует 9 депутатов Мажилиса Парламента (ст.51 п.1 Конституции), а Президент формирует часть верхней палаты законодательной ветви власти, а именно назначает 15 депутатов Сената Парламента (ст.50 п.2 Конституции). Кроме того, Президент формирует исполнительную ветвь власти — Правительство (ст.65 п.1 Конституции), а именно назначает главу исполнительной ветви власти (Премьер-Министра), с согласия Мажилиса, назначает членов Правительства (ст.44 пп.3 Конституции). Также, Президент формирует часть судебной власти, а именно назначает председателей и судей местных и других судов (ст.82 п.2 Конституции), и только с его согласия Сенат может избирать высший орган судебной ветви власти - Верховный суд (ст.82 п.1 Конституции).

Тогда как, «Источник государственной власти - Народ» участвует в частичном формировании нижней палаты законодательной ветви власти, а именно избирает 98 из 107 депутатов Мажилиса Парламента, вместо полноценного участия в формировании всех трёх ветвей власти, с последующим делегированием им полномочий, как предусмотрено ст.3 п.2 Конституции.

3.Согласно, ст.53 п.1 и ст.91 п.1 Конституции, «Парламент на совместном заседании Палат по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию».

Тогда как, это противоречит ст.40 п.2 Конституции, согласно которой Президент гарант незыблемости Конституции, прав свобод человека и гражданина.

Причём, Конституция является главным Правилом установленный «Источником власти Народом», изменять и дополнять которое не может никто, включая органы власти, кроме самого Народа. Нарушение этого принципа, противоречит сути ст.3 п.1,2 Конституции, несёт угрозу безопасности государства и может повлечь непредсказуемые последствия.

4.Кроме того, Конституция изменяется отсылочными нормами. Так, Конституцией не предусмотрено избрание депутатов в Мажилис Парламента только от политических партий.

Между тем, согласно ст.51 п.5 Конституции, «выборы депутатов Парламента регулируются конституционным законом», которым предусмотрено избрание депутатов в Мажилис Парламента только от политических партий, и исключены самовыдвиженцы. Вследствие чего, в настоящее время депутатами Мажилиса Парламента являются только члены политических партий.

Тогда как, это нарушает право граждан быть избранным, предусмотренное ст.25 п.2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.33 п.2 Конституции.

5.В Конституции отсутствуют нормы регламентирующие порядок и процедуру образования Избирательной комиссии, проведения выборов и республиканского референдума, а также делегирования народом осуществления своей власти государственным органам, хотя это является существенным. Причём, предусмотрены отсылочные нормы.

6.Ст.3 п.4 Конституции не предусмотрен «местный представительный орган», как «орган государственной власти (местного государственного управления)».
Однако, ст.86 п.1 Конституции это предусматривается в виде «Маслихата», полномочия которого в полном объёме не регламентированы со ссылкой на законодательство Казахстана.

7.Согласно ст.87 п.3 Конституции «местный исполнительный орган власти возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства». Это указывает на коррупционный риск вследствие конфликта их интересов, т.к. Президент, обеспечивает ответственность исполнительной власти (Правительства) перед народом.

8.Ст.3 п.4 Конституции не предусмотрен «орган местного самоуправления», как «орган государственной власти».

Однако, ст.89 п.1,2,3,4 Конституции это предусматривается. При этом, организация, полномочия и осуществление своей деятельности органами самоуправления не регламентированы со ссылкой на законодательство Казахстана.

В связи с вышеизложенным, ПРЕДЛАГАЮ:

1.Субъекту «Президент» придать статус «главы Исполнительной ветви власти», исключив раздел III.Президент из Конституции и приведя раздел V.Правительство Конституции в соответствии с этим и с учётом замечаний.

2.Исключить из Конституции полномочия законодательной власти у Президента.

3.Исключить из Конституции совмещение должности «Президента» с другими должностями, поскольку это вызывает конфликт интересов, и создаёт коррупционный риск.

4.Вместо субъекта «Конституционный Совет» предусмотреть Конституционный суд, исключив раздел VI.Конституционный Совет из Конституции и приведя раздел VII.Суды и правосудие Конституции в соответствии с этим и исключив из Конституции: ст.72 п.1 пп.4, и право Конституционного совета официально толковать нормы Конституции.

5.Исключить из Конституции ст.83 и субъект «Прокуратура».

6.Вместо «Прокуратуры» предусмотреть четвёртую ветвь власти «Народный контроль» в виде института независимых «Омбуцменов» избираемых народом, с наделением их полномочиями и обязанностями прокуратуры, приоритетом которой является защита прав, свобод, интересов человека и гражданина, и источника государственной власти (народа), за исключением ведения уголовного преследования. Омбуцмен, подотчётен только народу, или перед гражданином обратившемуся к нему. Решения и действия/бездействия Омбуцмена должны быть свободно обжалованы в судебном порядке.

7.Регламентировать в Конституции порядок и процедуры избрания, формирования, осуществления и прекращения деятельности ветвей государственной власти и избирательного органа, их ответственность перед народом, систему сдержек и противовесов, проведения республиканского референдума, и делегирования народом своей власти государственным органам, без отсылочных норм.

8.Исключить из Конституции право субъекта «Ассамблеи народов Казахстана» на избрание 9 своих членов в качестве депутатов Мажилиса Парламента, и предусмотреть избрание их в общем порядке источником государственной власти - народом.

9.Исключить из Конституции: верхнюю палату Парламента «Сенат»; право Президента на назначение 15 депутатов Сената; право депутатов Маслихата на избрание депутатов Сената; и предусмотреть однопалатный Парламент только с Мажилисом, сократив бюрократию и расходы бюджетных средств.

10.Исключить из Конституции право Президента на формирование Правительства, и предусмотреть его формирование только однопалатным Парламентом без согласования с Президентом и без его рекомендаций.

11. Исключить из Конституции право Президента на назначение судей и рекомендацию их кандидатур Парламенту, и предусмотреть избрание судей источником власти - народом.

12.Предусмотреть в Конституции избрание членов Конституционного суда народом.

13.Исключить из Конституции: нормы ст.53 ч.1 и ст.91 ч.1 УК РК, и право Парламента изменять и дополнять нормы Конституции, и предусмотреть внесение изменений и дополнений в Конституцию только путём республиканского референдума с предварительными общественными слушаниями и заключениями экспертов.

14.Исключить из Конституции отсылочные нормы.

15.Предусмотреть в Конституции: обязанность Парламента на официальное толкование нормативно-правовых актов, и подзаконных актов, при их принятии, (в целях исключения противоречий), а также исключительное право на их официальное толкование по запросам заинтересованных лиц.

16.Предусмотреть в Конституции право граждан на обращение в Конституционный суд.

17.Предусмотреть в Конституции право 1% граждан, обладающих избирательным правом на: законодательную инициативу; инициативу о назначении и проведении республиканского референдума по их предложениям.

18.Предусмотреть в Конституции право более 50% граждан, обладающих избирательным правом на: импичмент Президенту, на основании которого он освобождается от должности; выражение вотума недоверия Правительству на основании которого оно уходит в отставку; на роспуск Парламента и проведения досрочных выборов его депутатов.

19.Предусмотреть в Конституции право 0,02% граждан, обладающих избирательным правом на выражение вотума недоверия судье на основании которого он освобождается от должности.

20.Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление Конституции регламентировать, и привести в соответствии с принципами Конституции, и с учётом изложенных замечаний.

21.Регламентировать в Конституции порядок и процедуру обеспечения Президентом: гарантии единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, и согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Ответ о результатах рассмотрения настоящего обращения прошу дать в письменной виде.

«14» февраля 2017г.

Присоединяйтесь к обсуждению публикации на Facebook: