Отключение от жизни

15.04.2020

Инвалида с трансплантированной почкой, подозреваемого в масштабной контрабанде, намерены по решению суда поместить в следственный изолятор. Тогда как медицинская комиссия сделала однозначный вывод: ему там не жить, поскольку чужой орган дал отторжение.

7 апреля судья специализированного следственного суда Тараза Светлана Дмитриева изменила меру пресечения жителю Кордая Зеилхану Шинтасову – вместо домашнего ареста следующие, как минимум, два месяца ему придется провести в следственном изоляторе.

Основания, если исходить из судебного постановления, имеются. Гражданин фигурирует в уголовном деле по экономической контрабанде и участию в транснациональной преступной группе, по этому делу в апреле 2019 года в Казахстане на 10 лет лишения свободы был осужден бывший кыргызский депутат  Дамирбек Асылбек уулу и вместе с ним еще 12 человек. Одним из подозреваемых являлся Зеилхан Шинтасов, который согласно постановления, «скрылся от органа досудебного расследования» и был объявлен в розыск.

Однако, когда проходило судебное заседание, беглец в это время находился на больничной койке со сложным диагнозом. Но если говорить обычным языком, то у человека произошло отторжение трансплантированной почки, и сейчас его состояние уже критическое.

6 апреля 2020 г. Центр судебных экспертиз Министерства юстиции провел специализированное комиссионное исследование состояния здоровья Шинтасова. Выводы экспертов однозначны:

Учитывая тяжесть состояния и результатов лабораторных исследований с показаниями гемодиализа в настоящее время гр. Шинтасов З.А. нуждается в регулярном специализированном лечении в лечебно-медицинских учреждениях и может участвовать в судебно-следственных действиях в определенных возможных условиях по показаниям общего состояния здоровья, но не может содержаться в условиях следственных учреждений, где отсутствует специализированные лечебно-диагностические мероприятия.

Приняв во внимание заключение медиков, судья Дмитриева вынесла на следующий день диаметрально противоположное постановление. Может быть, действительно опасалась, что инвалид первой группы с более чем неоднозначной перспективой на сохранение жизни может сбежать от следователей. Либо потому что органом уголовного преследования является КНБ, которому у нас никто не смеет перечить, какие бы убийственные решения оттуда не исходили.  

«Дорогие граждане. Сегодня творится очень большой беспредел сотрудниками КНБ на весь мир. Нетранспортивного человека, при смерти, загоняют в сизо. Хотя медэкспертиза дала решение: не содержать его в спецсуреждениях. Есть решение. В мире у нас нет заключенных, пересаженных с первой группой. И вот в таком тяжелом положении, сейчас у него гемодиализ. Им все равно» – говорит за кадром Адильхан Шинтасов – отец подозреваемого, указывая на сотрудников спецслужб, скрытых за масками, в представленном видео ареста Зеилхана.

Правда, арест продлился недолго: когда в сизо поняли, что у них в любой момент может произойти летальный исход, то подозреваемого от греха подальше вернули в больницу, до улучшения состояния.

Хотя в соответствии Приказом МВД Республики Казахстан от 19 августа 2014 года № 530, диагноз Шинтасова подпадает в перечень представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.

Закон РК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» тоже дает Шинтасову возможность избежать содержания под стражей: «В случае обнаружения тяжелого заболевания у подозреваемого или обвиняемого, от которого может наступить смерть, администрация следственного изолятора имеет право, при наличии медицинского заключения, ставить вопрос об изменении меры пресечения перед прокурором и органом, в чьем производстве находится дело».

И это в обычных условиях. На фоне же катастрофической пандемии у человека, лишенного иммунитета и возможности для поддержания жизни, шансов в следственном изоляторе нет.

Об этом попытались напомнить юристы Бюро по правам человека в своих обращениях к прокурору Тараза и начальнику следственного изолятора-13, в чьих силах, основываясь на законе, не допустить непоправимого.


Добавить комментарий