«Не наши» с Казыбаева, 18

19.05.2020

По этому адресу до 11 мая в Алматы находился палаточный городок бездомных, свезенных туда на время введенного чрезвычайного положения. Сразу после снятия ЧП городок ликвидировали, а его обитателей просто «выпустили на волю».  Хотя, не исключено, до этого момента могли дотянуть не все.

С 16 апреля по 11 мая в промышленной зоне южной столицы просуществовал городок, скрытый от чужих глаз и огороженный полицейскими. Однако, похоже, брешей в его системе обороны оказалось предостаточно и бежавшие оттуда поделились с изданием Vласть страшными подробностями происходящего (см. «Городок – призрак»).

Интересно, но после выхода материала 8 мая со стороны государственных органов никакой реакции не последовало. Абсолютно никакой. Обычно в таких ситуациях у нас принято обвинять журналистов и возбуждать против них уголовные дела.

Также в алматинский офис Бюро по правам человека обратились жители, проживающие в непосредственной близости с лагерем (их данные есть в организации). Они рассказали, что туда могли попасть не только бездомные, но и обычные алматинцы, оказавшиеся на улице в неурочное время и, возможно, выглядящие не слишком благополучно. Кроме того, выскользнувшие из охраняемого учреждения просили в округе еду, говоря о том, что их кормят раз в день, в палатках спать очень холодно, а тех, кого ловят при попытке бегства, жестоко избивают.

Правда, разнятся данные о количестве проживавших. Собеседник Vласти говорил о порядке 180 человек, в Департаменте по чрезвычайным ситуациям – о палатках на 170 персон. И, как минимум, 70 постояльцев было на момент обращения в КМБПЧ.

4 мая в адрес городской прокуратуры и акимата, а также Уполномоченного по правам человека из Бюро по правам человека ушли письма с требованием разобраться с ситуацией и прекратить издевательства над людьми. До настоящего момента никто так и не ответил. Так что есть веские основания полагать, что факты (точнее, преступления), о которых рассказали журналистам и правозащитникам имели место быть.

Вчера же известная правозащитница Жемис Турмагамбетова, член Национального совета общественного доверия при Президенте РК, связалась с руководителем Управления социального благосостояния акимата Алматы Рахат Шимашевой. Чиновница подтвердила, что городок такой был и что двоих оттуда с коронавирусом отправили на лечение, а остальные здоровы и счастливы, и сразу же после снятия режима чрезвычайного положения отправлены на вольные хлеба. Как сообщила Рахат Шимашева, «они не наши» и дальнейшая судьба бездомных не в компетенции ее управления (в чью компетенцию зато входит обеспеченье алматинцев счастьем через соответствующий отдел).

Зато Жемис Утегеновне удалось получить Протокол заседания Оперативного штаба по обеспечению режима чрезвычайного положения при акимате г.Алматы, подписанный заместителем акима Кожагапановым. В нем помимо четырехразового (!) питания обитателям городка гарантируется обеспечение «уходом, адаптацией, вплоть до обеспечения одеждой, нижним бельем, постельными принадлежностями, медикаментами и предметами личной гигиены. После окончания карантина и временного пребывания в палаточном городке проработать вопрос возможности дальнейшего размещения (в том числе престарелых людей устроить в Дом ветеранов, трудоустройство лиц без определенного места жительства)».

Другими словами теперь концов не найдешь, и даже если кто-то и не выжил, кто его будет искать?

Как говорит Жемис Утегеновна, она намерена добиться ответов на ранее поставленные вопросы, в том числе: почему сразу же после снятия режима чрезвычайного положения более сотни неимущих оказались предоставлены самим себе?

Надо полагать, подобные «богоугодные» заведения могли возникнуть и в других регионах страны. Учитывая, что в Казахстане число нищих и бездомных с каждым годом идет только вверх, то по идее подобные городки в каждом регионе должны принимать у себя тысячи обитателей, а не сто-двести постояльцев. Но тут объяснить все может накопленный опыт по борьбе с антисоциальными элементами (см. «Полиция утверждает, что не находила бомжей Алматы на пустыре (видео-опровержение утверждения)», «Полицейские попытались вывезти бездомных из Костаная на дачи?»).

Как говорит Жемис Утегеновна, она намерена добиться ответов на ранее поставленные вопросы, в том числе: почему сразу же после снятия режима чрезвычайного положения более сотни неимущих оказались предоставлены самим себе?