Кость в горле

10.03.2020

Неприятности для петропавловского блогера Азамата Байкенова, имеющего почти 60 тысяч подписчиков на его YouTube-канале, начались 16 декабря прошлого года. Он и еще несколько жителей города намеревались возложить цветы к монументу жертв политических репрессий. Этот благородный жест полицейские расценили как «несанкционированный» митинг и дали повод для ареста Азамата на 10 суток.

К тому моменту оказалось, что очень удачно днем ранее было возбуждено уголовное дело по статье 174 – «Возбуждение розни» и в квартире Азамата провели обыск, в ходе которого полицейские выхватили смартфон из рук его беременной супруги.

– Байкенов Азамат публикует материалы оппозиционно-настроенных граждан, а также высказывает свои умозаключения, и есть признаки возбуждения социальной розни, – пересказал он во время пресс-конференции в Алматы резолютивную часть документа, выданного Национальным центром экспертизы.

Очевидно, что житель Петропавловска с говорящим именем Азамат (гражданин) давно мозолил глаза властям политически сонного региона, а заодно местные силовики напомнили, что и они не зря едят свой хлеб и в кой-то веки накрыли «экстремистское гнездо».

– Дело в том, что я блогер, который публикует материалы, связанные с нарушением прав человека, противоправными действиями сотрудников полиции, высказываю мнение в адрес действующей власти и даю свой анализ, – делится Байкенов.

Правда, иметь свое мнение по меркам центральноазиатского государства зачастую расценивается как мыслепреступление, Но в условиях тотального абсурда эксперты не смогли найти даже признаков возбуждения социальной розни. Тогда на помощь пришел спасительный «Демократический выбор Казахстана» (оппозиционное движение, признанное решением районного суда экстремистским также со ссылкой на некие экспертизы). Очевидно, понимая, что при отсутствии намеков на возбуждение розни, дело может развалиться, полиция поставила перед экспертами дополнительные вопросы, связанные с принадлежностью к ДВК.

– Экспертиза – это просто бред! Накидали туда комментарии людей, накидали посты людей, которых я лайкал. И за это меня признают участником, причем пропагандирующим человеком идей экстремистской организации? –  недоумевает блогер тем, что таким немудреным путем его причислили к пропагандистам движения.

Его адвокат Галым Нурпеисов, в чьей практике была защита уже пяти «экстремистов ДВК» (включая трех многодетных матерей из Алматы), указывает инициаторам преследования на нарушенные ими нормы закона:

– Здесь грубейшее нарушение Уголовно-процессуального кодекса (УПК), ибо у нас действует новый УПК, который гласит: заявление регистрируется в ЕРДР (Едином реестре досудебных расследований). Если не находится состава, уголовное дело прекращают. Здесь же идет по старинке: не смогли найти первый состав, делают переквалификацию в нарушение УПК и вменяют другой состав преступления.

И уже здесь адвокат не может понять, как можно запретить движение, которое не является организацией или объединением, не имеет своего юридического адреса или структуры. Движение, как объяснил Нурпеисов, это люди, объединенными общими убеждениями

– Как можно запретить убеждения? – удивляется странностям логики преследователей адвокат.

Как пояснил Галым Нурпеисов, дела по возбуждению розни официально инициируются в полиции, но еще ранее отделы, связанные с возбуждением розни, вычленили из спецслужб и переместили под крышу полицейских. И теперь эти работники «свои» и в полиции, и в КНБ.

Сейчас по практике политических преследований последней волны, Азамату, скорее всего, не грозит лишение свободы, тем более вменяемая ему статья не относится к тяжелым, а Азамат воспитывает трех малолетних детей. Но жизнь Азамату могут испортить серьезно. Нет сомнений, что дело доведут до суда и вынесут обвинительный приговор, а месте с ним Азамат окажется в черном финансовом списке с поражением финансовых прав, также ему могут вынести запрет на журналистскую или блогерскую деятельность.

Азамат рассказал, что до своего ареста его почти год ломали, присылая угрозы, вызывая на «профилактические беседы», предлагая перейти в сферу НПО, решающих местечковые проблемы. Ничего не вышло.

– Но теперь я борюсь, я теперь у них как кость в горле, – говорит Азамат.


Добавить комментарий