Постоянные читатели нашего сайта наверняка вспомнят сейчас многочисленные наши публикации о судебном процессе Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина, занявшем собою всю часть прошлогоднюю осени, всю прошедшую зиму и первый месяц текущей весны.
Как блогеров судили, а общественники отвод судье подавали
На всякий случай напомним, что эти двое были задержаны полицейскими ДВД Алматы 12 октября прошлого года и арестованы решением следственного судьи Алмалинского райсуда по обвинению в возбуждении национальной розни (статья 174 УК РК) в виде публикации на своих личных страницах в Фейсбуке фрагмента из книги Мурата Телибекова «Ветер с улицы». После двух месяцев следствия Ермек и Серикжан предстали перед Алмалинским районным судом, каковой судебный процесс начался 18 декабря прошлого года и завершился 22 января уже нового года вынесением обвинительного приговора в виде 3 лет лишения свободы для Нарымбаева и 2 лет для Мамбеталина.
29 января осужденный Мамбеталин сделал заявление о частичном признании вины и был освобождён из СИЗО под подписку о невыезде до рассмотрения апелляционной жалобе, а 22 февраля осужденный Нарымбаев после выдержанной им 35-дневной голодовки был переведён из СИЗО под домашний арест также до рассмотрения апелляции. Таковое рассмотрение прошло в Алматинском городском суде, апелляционная коллегия которого который вынесла решение об оставлении в силе всей описательной части приговора, но с частичным изменением его резолютивной части: лишение свободы заменено её ограничением на срок 2,5 года вместо 3-х для Нарымбаева и 8 месяцев вместо 2 лет для Мамбеталина.
Если же чуть-чуть отмотать кино обратно от мартовской апелляции к хронологической середине декабрьско-январского процесса, то из оперативной памяти непременно всплывут многочисленные конфликты между председательствовавшей по делу судьей Марал Джарилгасовой с одной стороны и подсудимыми и их адвокатами с другой стороны. А равно и не несущественные юридически, но весьма впечатляющие в общественно-политическом и прессозащитном плане конфликты между вышеназванной судьёй с одной стороны и представителями общественности и журналистами казахстанских и зарубежных СМИ с другой стороны.
К вопросу о судейской этике, эстетике и прочих подругах Фемиды
Один из моментов этого противостояния, достигшего максимального накала на судебных заседаниях предновогодней недели и посленовогодней декады, вылилось в подачу 11 января коллективной жалобы на действия судьи Джарилгасовой. Эта жалоба получила название «общественный отвод», терминологически не предусмотренное законодательством, но зато весьма смачно отражавшее чувства представителей общественности и прессы, изо дня наблюдавшие всё это на процессе.
Воспроизводим ниже текст того отвода во всей его сумбурности и страстности, ненамного охладившихся при более спокойном прочтении спустя три месяца после написания и подачи. Авторы жалобы, выступая как свободные граждане Республики Казахстан, требовали незамедлительного отвода судьи Алмалинского районного суда Марал Джарилгасовой по следующим основаниям:
– за жестокое и грубое обращение с подсудимыми Ермеком Нарымбаевым и Серикжаном Мамбеталиным, подрывающее их здоровье и унижающее их человеческое достоинство;
– за оскорбительное, провокационное поведение в отношении представителей общественности и прессы;
– за самовольное недопущение представителей общественности и ограничение работы СМИ в ходе судебного процесса;
– за вмешательство в другие судебные процессы с участием адвокатов Ермурата Муканова и Жанары Балгабаевой с целью обеспечить явку защитников на свой процесс в ущерб их рабочему графику№
– за халатное и некомпетентное отношение к делу, имеющими уникальный общественный резонанс;
– за утрату независимости и проявление политической ангажированности в ходе ведения этого судебного процесса как откровенно политизированного.
На основании этих шести пунктов авторы обращения требовали дать отвод судье Джарилгасовой и тем самым восстановить законность и правосудие, каковым требованием и завершалось обращение, подписанное более чем 30-ю «бытчиками там», то бишь на том процессе..
Комиссия по судейской этике ничего неэтичного не обнаружила
Надо ли пояснять, что ни в январе до завершения судебного процесса, ни после его завершения на протяжении февраля и марта из вышестоящих судебных инстанций Алматы и Астаны каких-либо ответов на это обращение не последовало.
Тем удивительнее нам было узнать, что в первоапрельскую пятницу 1.04 (неужели в честь Дня смеха?) тот самый общественный отвод был таки рассмотрен Комиссией по судейской этике Алматинского городского филиала Союза судей Республики Казахстан в составе 7 судей. А ещё через декаду, в понедельник 11.04 общественной правозащитнице Бахытжан Торегожиной была выдана копия решения данной комиссии по данному вопросу. Вот что в нём говорилось:
«Протокольным решением Комиссии по судейской этике Алматинского филиала Союза судей Республики Казахстан от 1 апреля 2016 года производство по жалобе прекращено в связи с неустановлением в действиях судьи Джарилгасовой М.С. факта совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике, и нарушения судейской этики».
Публикуя на своей странице в Фейсбуке настоящий ответ, Бахытжан Торегожина особо подчеркнула, что первоапрельский вызов судьи Джаригласовой на суд коллег по Союзу судей не был первоапрельской шуткой. Добавим от себя, что и выдача его 11 апреля вряд ли была приурочена ко Дню космонавтики, совпавшему в этом году с 55-летием полёта Юрия Гагарина с расположенного на территории Казахстана космодрома Байконур.
Как любили говорить в те далёкие 60-е годы советские лекторы по научному атеизму: «Гагарин летал – Бога не видал». Так и мы полвека и половину десятилетия спустя по судам и судейским комиссиям ходим, а правосудия не находим. Подождём ещё 55 лет?