16 марта сотрудники Южно-Казахстанского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека провели пресс-конференцию вновь связанную с практикой применения пыток.
Родители арестованного по обвинению в «убийстве» Мурата Макулбекова в ходе мероприятия рассказали, что признательные показания стали, как это зачастую и происходит, последствием применения целого набора различных пыток.
Житель села Береке, Сарыагашского района Мурат Макулбеков был арестован на трое суток 21 сентября прошлого года по постановлению Специализированного административного суда Сарыагашского района. Проводивший осмотр новоприбывшего фельдшер не обнаружил никаких поверждений, что и было отражено в журнале. Однако вместо камеры Мурат оказался в кабинете начальника спецприемника, где его поджидали другой «бастык» – замначальника Сарыагашского РОВД Акшораев, сотрудник полиции Тасыбеков и несколько оперативных работников.
Без лишних разговоров полицейские приступили к выбиванию показаний: надев противогаз, обмотав руки газетой и привязав жертву за ножку стола пустили в ход дубинки. Били до тех пор, пока Мурат не потерял сознание. Пришедшему в себя Мурату ничего не оставалось делать, как подписать все, что от него требовали.
Несмотря на то, что пострадавший готов опознать всех, кто принимал участие в экзекуции,
Адвокаты, осуществляющие защиту Макулбекова, Арайлым Турекулова и Серик Медетов неоднократно обращались с жалобами в Специализированную прокуратуру для проведения проверки применения пыток. После жалоб было начато досудебное расследование, которое продолжается уже в течение трех месяцев. В рамках досудебного расследования ходатайствовали о проведении очных ставок и допросе свидетелей, но все их ходатайства прокуратура, как водится, проигнорировала.
Директор Южно-Казахстанского областного филиала Бюро по правам человека Адиль Сейтказиев напомнил давно забытое обещание органов прокуратуры сформировать политику «нулевой терпимости» к пыткам. Вместе с адвокатами через СМИ они обратились в специализированную прокуратуру с требованием провести тщательное и эффективное расследование применения пыток в отношении Макулбекова. По всей видимости, требовать от полиции прекратить практику применения пыток уже бесполезно.