Многострадальная пожилая женщина – Сулейменова Мария Мажитовна – с 2009 года продолжает обивать пороги государственных органов столицы. Ее племянник – Жаслан Сулейменов, 1976 г.р., инвалид 1 группы, с 8 ноября 2012 г. отбывает наказание в учреждении ЕЦ-166/18 г. Степногорска, постоянно содержась в одиночной камере. Его здоровье продолжает ухудшаться: паралич нижних конечностей усугубляется открытой свищевой раной левой ноги.
Инвалид первой группы – колясочник Жасулан Сулейменов был задержан в январе 2009 года в доме лекаря в Ингушетии, где, по его словам, намеревался получить лечение Кораном. Вместе с ним были арестованы сопровождавшие его молодые жители Астаны. ФСБ России, проведя допросы после задержания группы казахстанцев, не возбудила уголовное дело и передала их КНБ Казахстана. После этапирования в Астану против Жасулана Сулейменова и его двоюродного брата жителя Астаны Куата Жоболаева было возбуждено уголовное дело, в котором они обвинялись в пропаганде терроризма и создании террористической группы «Джамаат Аль-Фараби» – сообщает радио «Азаттык».
В декабре 2012 г. Жаслан был избит, его бросили на пол без инвалидной коляски на глазах у бездействовавшего медперсонала, среди которого женщина упоминает начальника медицинско-санитарной части Н.Юхновец.
12 декабря прошлого года во время краткосрочного свидания Жаслан рассказал своей тете, как его в наказание водворили в камеру с содержанием инфекционных больных. Под его кроватью несколько дней находился мешок с хлоркой, который случайно обнаружил санитар, когда мыл пол.
В начале марта 2014 г. в учреждение приезжал прокурор А.Махамбетов по поводу ответа из Комитета ООН по правам человека, которому Жаслан изложил все издевательства в письменном виде:
• Перевязки делают как попало, особенно в обед, когда Жаслан подогреет лапшу, и медперсонал говорит: «У нас нет времени, потерпишь с едой». Притом что он инвалид, и ему стоит много труда сделать что-то самостоятельно.
• Передачи кладут в холодильник в кабинете медсестер, который закрывается к обеду, и Жаслан не может достать свои продукты, а потом медсестры якобы выкидывают их, мотивируя тем, что они испортились.
• Более шести месяцев ему не выплачивалось пособие по инвалидности, из которого он ранее через тетю передавал немного денег для своей больной матери. А с января 2014 г. он даже не знает сколько ему начислили, т.к. начальник отряда отказывается принести ведомость.
• Покупать за свой счет продукты самостоятельно Жаслану тоже не разрешают. Вместо этого ему, к примеру, могут принести банку сгущенки сроком годности до 2011 или 2012 г., гнилой лук. Мария Сулейменова хотела было взять эту банку для демонстрации общественности, но оперативный работник запретил. На вопрос Жаслана: почему я должен молча расписываться за ненужные мне дорогие продукты, заместитель по РОР Сулейменов ответил: «Если поедешь, опять уронят тебя вместе с коляской»;
• Когда Жаслан в декабре 2013 г. спросил у сотрудников: «Зачем вы взыскания накладываете, чтобы меня на облегченные условия не перевели?», получил в ответ (со смехом в лицо): «Чтобы тебе УДО не дали».
На очередном краткосрочном свидании 12 апреля этого года тетя не узнала племянника: похудел, трясется, на голове – шишка (санитары уронили его с коляской, он ударился головой о цементные ступени, потерял сознание, далее началась рвота, но медицинскую помощь ему не оказали). На следующий день Юхновец заявила, что это был несчастный случай, а заместитель начальника учреждения по режимно-оперативной работе А.Сулейменов сказал, что раз лично не видел падения, значит, не поверит этому.
17 апреля филиал Бюро в Астане направил запрос Генеральному прокурору РК с требованием возбуждения уголовного дела по ст. 141-1 УК РК (пытки) и восстановления прав Жаслана Сулейменова.