20 МРП в пользу Данаи

02.05.2020

Очередные обиженные и оскорбленные полицейские получили причитающееся по полной. Гражданская активистка и молодая мама троих дочек Даная Калиева должна выплатить 20 МРП и сверх того. «Обиженным» же не мешало бы хоть немного подучить законодательство.

Судебный процесс по «оскорблению» двоих полицейских гражданской активисткой  – Данаи Калиевой завершился в Жетысусском районом суде Алматы.

Изначально было понятно, что суд проявит полную снисходительность к сотрудникам полиции, пусть не сильно сведущим в законодательстве, но зато обидчивым и обиженным.

22 февраля – в день планировавшихся двух оппозиционных митингов – полиция Алматы привычно «паковала»потенциальных участников и прохожих в спецтранспорт, не давая спуску ни женщинам, ни престарелым. Даная Калиева с трехлетней дочкой и с подругой Шарбат Каржаубаевой оказались в зоне полицейского произвола. Как рассказала Даяна Калиева, двое людей схватили Шарбат со скамейки на автобусной остановке и потащили в сторону. Сидящая на коленях у Шарбат дочка Данаи упала на землю. Даная, включившая запись прямого эфира на смартфоне, дала нападавшим краткую характеристику. Один из мужчин все же представился как «Жандос», забыв, на тот момент как оказалось, имя, данное ему мамой с папой.  

«Характеристика» и стала официальным поводом для возбуждения уголовного дела, поскольку по материалам следствия, принятым судом на веру, мужчины, оказавшиеся полицейскими, вежливо представились, показали документы и пригласили даму пройти с собой. 

Начавшийся 17 апреля скорый суд в онлайн-режиме завершился вечером 29 апреля. Судья Айгерим Тилепова к своей чести вынесла минимальное наказание по данной статье. Подобное изредка происходит на процессах, когда состава преступления нет совершенно. Подобное было при товарище Сталине: если человек не был совершенно невиновен, то получал от силы 10 лет лагерей. Но, к счастью, Казахстан, переняв следствие и правосудие тех времен, их существенно подкорректировал, и «оскорбления» людей при погонах потянули для Данаи Калиевой всего на 20 МРП (по десятке на «стража»), плюс 5 МРП в фонд потерпевших и 139 000 судебных издержек.

– Апелляцию я, конечно, буду подавать. Я стою на своем: я невиновна. Я буду стоять на своем, потому что за мной правда, у меня есть доказательства. А у них все доводы просто основываются на словах, – говорит Даная Калиева в своем селфи-монологе после суда.

Также она делится некоторыми пикантными подробностями судопроизводства.

Во-первых, судья Айгерим Тилепова по личной инициативе привлекла в качестве свидетеля пресс-секретаря Департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек. Госпожа Азирбек выступила, но не смогла привести каких-либо подтверждений слов своих обиженных коллег. Но, как посчитал суд: нет оснований не верить ей. Хотя и свидетель, и «потерпевшие» работают в одной структуре. Наоборот, как оказалось, у суда есть все основания не верить свидетелю защиты – пострадавшей от действий полицейских Шарбат Каржаубаевой. Видео смотреть судья к делу приобщать не захотела, иначе тогда бы и ей пришлось потерять веру в полицию и в твердое слово полицейских.

Во-вторых, на суде выяснилось, что Шарбат схватили не по закону, но в соответствии с неким секретным приказом (зачитан был его номер и название), знать о котором гражданам не полагается, но зато в соответствии с ним любого могут в обход закона доставить в полицию. Правда, несмотря на приказ «доставить» Шарбат, ее пришлось возить с одного отделения к другому: нигде не хотели «оформлять» ничего не нарушившего человека.

Наконец, оказалось, что полицейские не знают что такое Правило Миранды, задав обескураживающий вопрос: а кто это такая?

– Вот оно, Правило Миранды: зачитать человеку права, представиться. И если ты не знаешь, что это, то кто ты после этого, зачем ты вообще на этой должности? Зачем ты вообще там работаешь, или там вам вообще думать не положено? – негодует Даная Калиева.

Если что, с 2014 года упомянутое юридическое требование казахстанские полицейские должны зачитывать задержанным. Само задержание, согласно стать 19 части 3 «Закона об органах внутренних дел РК», полицейские обязаны сопровождать фразой «Именем закона!». В противном случае действия полицейских расцениваются как превышение должностных полномочий и должны жестко пресекаться в уголовном порядке.

Понятно, что ни того, ни другого простые полицейские не знали. Зато оба «стража» на суде прямо так и заявили: «Мы не можем это простить, хотим наказания и возмездия».

С другой стороны: не требовать же от наших полицейских соблюдения законности? Во-первых, это невыполнимо. Во-вторых,  так скатимся на уровень какой-нибудь Швеции, где людей не пытают, взяток не берут, президентов переизбирают и не называют их именами географические объекты. Дикость…

Кстати, имена героев-полицейских известны, однако у Калиевой имеется подписка о неразглашении подробностей своего дела, включая имена полицейских. К тому же это неважно: не будь их, оказалась точно такая же парочка других. А про этих двоих лучше забыть – свое земное предназначение они, скорее всего, уже выполнили. 

Дело Данаи Калиевой – руководителя фонда «Qazaq koktemi», мамы трех девочек, поражает своей обыденностью. Только за первые месяцы этого года по схожим основаниям были привлечены к ответственности десятки представителей гражданского общества. За то, что Даная привыкла называть вещи своими именами (как в случае двоих полицейских) в сентябре 2019 года она уже становилась подозреваемой в уголовном деле, возбужденнымпо несуразным основаниям за высказанное мнение о брусчатке. Но что-то тогда не получилось.

Ее закономерный для наших условий проигрыш в суде  – на самом деле ее победа над всем департаментом полиции Алматы. Во всяком случае, судя по комментариям в социальных сетях, ни одного симпатизирующего двум оскорбленным полицейским не нашлось.