О трагедии рассказал один из выживших. По его словам, 7 января в Алматинской области на трассе Алматы — Бишкек люди в военной форме расстреляли машину, в которой он был с родными. До сих пор мужчина не может выяснить, по чьей вине погибли его мать и дядя. А сам он был ранен.
Видеообращение, взорвавшее соцсети
26 января Еркегали Сагындыков записал видеообращение к известной казахстанской журналистке Гульмире Абыкай. Мужчина заявил, что 7 января машина, в которой он и его семья ехали на похороны из Алматы в Туркестанскую область, была расстреляна. Погибли мать и дядя Еркегали. Сам он был ранен. Кто и за что их расстрелял, мужчина не знает до сих пор.
На следующий день Гульмира АБЫКАЙ провела прямой эфир, в котором Еркегали дополнил трагедию деталями.
«У села Таргап часов в 12 дня решили перекусить в придорожной столовой. Метров за 100—150 увидели КамАЗ, из которого выпрыгивали люди, одетые в военную форму, и переходили дорогу — явно направляясь в столовую. Сбавили скорость. Но когда уже подъехали к кафе, сидевший на заднем сиденье дядя сказал, что здесь как-то небезопасно, и предложил уехать. Сзади к нам еще подъехала “Лада-2114”. Мы проехали около метра, и начался шквальный огонь. Стрелявших было около 20 человек», — рассказал Еркегали.
По словам мужчины, он пытался спрятаться за колонну автозаправки, потом за машину. Одна из пуль пробила ему бедро левой ноги. Затем люди в военной форме велели всем лечь на землю. Все так и сделали, кроме матери и дяди Еркегали.
– Так лежали около часа. Потом я попросил одного из них, чтобы проверили состояние мамы. Они сказали, что мать сразу погибла от выстрела в голову. Дядя на тот момент был еще жив. Но позже тоже скончался, — сказал Еркегали, отвечая на вопросы в прямом эфире.
Затем Еркегали рассказал, что два парня перекрыли дорогу, чтобы остановить «скорую». Но первая пролетела мимо. Вторая карета «скорой помощи» забрала их в ближайшую больницу. Медики сказали ему, что их вызывали для пострадавших в ДТП…
«На следующий день пришли полицейские, взяли показания. В тот же вечер в морге нам выдали тела мамы и дяди. На следующий день их похоронили. Вся одежда была в крови. Машина до сих пор стоит на штрафстоянке. Еще скажу, что медики, которые забрали меня на “скорой”, заявили, что их вызвали на ДТП, а не на огнестрел. Кто убил мою 80-летнюю маму и 63-летнего дядю? Если это военные, кто дал им команду, почему они не спросили, кто мы? Мы не похожи на террористов, мы граждане Казахстана», — сказал Еркегали.
Ходили как зомби
Корреспондент ЭК нашел брата Еркегали Нурлана Сагындыкова. Он тоже был в машине в тот роковой день. Мужчина подтвердил слова брата и добавил некоторые подробности.
«Мы подъехали к этому кафе, в это время из КамАЗа вышли двое военных. Подошли к нашей машине, посмотрели в салон и ушли. Мы начали отъезжать, и в нас начали стрелять. Там даже нескольких секунд не прошло. Прямо в салон нам стреляли», — сказал Нурлан.
На вопрос о том, были ли какие-либо предупреждения или требования, последовал отрицательный ответ.
– Только посмотрели и ушли. Никакой команды не было. Сказали бы, чтобы мы оставались на местах. Они будто зомби ходили, под таблетками или… глаза стеклянные, -— сказал Нурлан.
По словам Нурлана Сагындыкова, дело расследуют в военно-следственном управлении. Но прошло уже больше месяца, а ничего неизвестно.
«Его расследуют в военно-следственном управлении. Мы наняли известного казахстанского адвоката. Зачем мы поехали в поселок в дни беспорядков? У брата дочка умерла, на похороны ехали. Надо было поехать. Мне сказали, что в Туркестанской области все спокойно, только в Алматы беспорядки. Знакомые говорили, что ехать можно», — отметил Нурлан.
На вопрос ЭК, знали ли они, что проходит антитеррористическая операция и военные получили приказ «стрелять на поражение», также последовал ответ — нет.
– Мы не знали, что такой приказ отдан. Мы телевизор не смотрим, радио не слушаем. Только интернет. А Сети не было тогда, — ответил Нурлан.
Братья говорят, что хотят только одного — выяснить, кто на самом деле виноват в гибели их матери и дяди, и добиться справедливости.
Что говорят очевидцы трагедии
Корреспонденты ЭК выехали в Алматинскую область, нашли придорожное кафе возле поселка Таргап и очевидцев случившегося. Все они подтвердили — днем 7 января здесь действительно была стрельба. И стрельба была страшная.
Вот то самое придорожное кафе, возле которого, по словам братьев, их машину расстреляли. Оказалось, что кафе действительно работало днем 7 января. Вот что рассказал его хозяин по имени Муслим.
«Да, сюда приезжали военные. Мы внутри магазина были, нас не выпускали на улицу. Сказали закрыться и не выходить. Они останавливали машины и проверяли документы. Как этот джип с семьей расстреливали, я не видел. Машину их увидел уже после. Выстрелы слышал, знаю, что стрельба была. Но джип стоял расстрелянный не возле моего кафе, а возле АЗС. Вон там, метров 200 отсюда. Врезался в заправку», — рассказал Муслим.
Мужчина добавил, что все это продолжалось час или даже два. После все разъехались, а Муслим закрыл кафе.
Рядом есть небольшой магазинчик. К слову, он расположен между кафе и автозаправочной станцией, о которой рассказал Муслим. Продавец тоже была 7 января на работе и тоже подтвердила, что тут была страшная стрельба.
«Слышали громкие, страшные выстрелы. Сначала подумали, что мальчишки петарды взрывают, но потом в магазин забежал парень и сказал, что там военные ведут перестрелку. Потом военные забежали к нам в магазин и положили на пол всех посетителей. У нас тут было пять-шесть человек. Оказалось, что все они — граждане Узбекистана. Держали нас так час или два. Уже после выводили по одному, чтобы мы хотя бы в туалет сходили. Когда все закончилось, мы закрыли магазин и ушли. Я слышала, что там два человека умерли, бабушка и взрослый мужчина, насколько я знаю», — рассказала Латипа.
А вот та самая АЗС, в которую, по словам Муслима, врезался джип с пострадавшей семьей.
Вот что нам рассказали ее работники.
«Мы сидели внутри, в помещении. Услышали команду военных “стреляйте”. Испугались и легли на пол, поэтому ничего не видели. Но слышали непрекращающуюся стрельбу. Позже увидели, что джип въехал в опору АЗС, он весь был расстрелян», — рассказали работники АЗС.
Мы нашли и хозяина заправки. Он представился Рустемом.
«Военные стояли возле кафе и проверяли машины. Очевидцы рассказали, что джип ехал на скорости и военные попытались его остановить. Но водитель не остановился и продолжил движение. Тогда в них начали стрелять. Водитель ехал по дороге, свернул в сторону заправки и чуть не снес опору. Хорошо, что успел вырулить. Изначально несся в сторону дизельного бака», — рассказал Рустем.
Расстреливали их жестко
На станции есть несколько камер видеонаблюдения. Они все записали.
«Камеры мои записали все, но записи нет в наличии. Они у меня в базе данных хранятся 7 дней. Я даже полиции и родственникам не смог запись предоставить — все они обратились только к концу января. Я смотрел видео. Как именно военные стреляли — не видел. Видел, что машина неслась по дороге, въехала в мою заправку. Видел, как от нее отлетают стекла из-за выстрелов. Расстреливали жестко, очень. Затем прибежали военные, всех вытащили. Пять человек, кажется», — отметил мужчина.
Он также добавил, что еще немного — и все вокруг взлетело бы на воздух.
«Вообще, видели ли, куда стреляли? У меня тут пять баков с бензином, по одному с дизелем и газом. Хоть одна пуля попала бы в какой-нибудь… Тут бы все на воздух взлетело, живого места не осталось бы», — добавил Рустем.
И правда, по следам от пуль видно, что они прошли в сантиметрах от баков с бензином. Вся заправка в следах от выстрелов, но баки — целые.
Разобраться в трагедии предстоит военно-следственному управлению. Версии пострадавших и очевидцев сильно расходятся. Первые утверждают, что остановились у кафе, решили уехать и проехали не более метра, когда по ним открыли огонь.
Вторые говорят, что военные стояли у кафе, которое в 200 метрах от заправки, и проверяли документы проезжающих. Приказу остановиться водитель джипа не подчинился, и по нему открыли огонь.
Напомним, ранее сообщалось, что семью из трех человек расстреляли во время комендантского часа.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание «Экспресс К»