Юрист Национального центра государственной научно-технической экспертизы (АО «НЦГНТЭ») Адиль Байзаков 24 сентября записал видеообращение, в котором заявил о давлении со стороны работодателя и правоохранительных органов за его профсоюзную деятельность.
По словам Байзакова, история берет свое начало с 15 сентября, когда его задержали на рабочем месте сотрудники Алатауского управления полиции.
– Меня посадили в чёрную машину и увезли в отделение без всякой повестки. По пути начали оказывать психологическое давление и запугивание: если не дам нужной информации, меня «сломают» и посадят, — рассказал юрист.
Он утверждает, что под давлением был вынужден оговорить председателя Комитета науки Галымжана Жанкуатова и сотрудницу комитета Дану Мухамедиеву.
– К сожалению, да, я был вынужден взять вину на себя и подписать такие показания, — вспоминает Байзаков.
Формальным основанием для действий полиции стало заявление председателя правления НЦГНТЭ Нурсултана Каимбаева о якобы поступающих в его адрес угрозах через публикации в социальных сетях. В одной из них говорилось: «Такое наглое поведение Каимбаева Нурсултана объясняется просто: в Министерстве науки и высшего образования царят клановые отношения во главе с министром! … Каимбаев Нурсултан запугивает нас своими связями с Министром и хвастается тем, что Министр его поддержит во всем». Эти слова Каимбаев расценил как повод для обращения в полицию.
Байзаков называет происходящее «разыгранным политическим спектаклем» и указывает на возможные коррупционные риски, связанные с кураторством Каимбаева над государственной экспертизой, через которую проходят крупные бюджетные средства.
Соратники и семья юриста уверены, что давление связано исключительно с его профсоюзной активностью.
– Моего сына фактически похитили. Никакого уведомления, никакой повестки — просто увезли. Он всего лишь боролся за права работников и требовал соблюдения закон, — заявила мать Байзакова.
Она также рассказала о непроцессуальных контактах между «потерпевшим» и оперативниками, съёмке допроса на личный телефон и угрозах в адрес её семьи: «Кто дал им право угрожать моей маме, заслуженному врачу, которой 84 года? Почему по делам о насилии полиция действует медленно, а здесь — с такой оперативностью?»
Елена Белозерова, председатель Алматинского филиала отраслевого профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, считает, что жалоба Каимбаева стала лишь предлогом.
– Подобного рода наезды на членов профсоюза недопустимы. Мы будем добиваться разбирательства и не позволим спустить это дело на тормозах, — сказала она.
Сейчас профсоюз привлёк адвоката, который направил запросы в прокуратуру и МВД. Сам Байзаков через видеообращение призвал президента поручить МВД, КНБ и Генпрокуратуре провести проверки в отношении Нурсултана Каимбаева и министра науки и высшего образования Саясата Нурбека.
Конфликт между профсоюзом и руководством НЦГНТЭ тянется с декабря 2023 года, когда группа юристов, включая Байзакова и Белозерову, создала первичную профсоюзную организацию. После этого, по словам активистов, начались репрессии: увольнения, дискриминация и давление. В феврале 2024 года инспекция труда оштрафовала НЦГНТЭ на 250 МРП за уклонение от переговоров по коллективному договору. Весной суд признал незаконным увольнение юристов, обязав восстановить их на работе с выплатой зарплаты за время прогула.