• Главная
  • >
  • Пробный шар об амнистии запущен, но судебный каток катит своим ходом

Пробный шар об амнистии запущен, но судебный каток катит своим ходом

13.09.2021

Десять дней назад, 3 сентября, казахстанское медиа-пространство облетела удивительная весть: группа депутатов Мажилиса предложила амнистировать политических заключенных. И это притом, что никогда ранее казахстанские депутаты ни к чему подобному не призывали (по крайней мере на моей памяти), а представители исполнительной власти и правоохранительной системы никогда и ни на каком уровне не признавали наличия в стране политзаключённых и политических преследований.

Напомню, что в тот пятничный день десять дней назад мажилисмен Берик Дюсембинов сообщил оппозиционному блогеру Махамбету Абжану о том, как в парламентском комитете по законодательству и судебно-правовой реформе проходило обсуждение проекта закона об амнистии в честь 30-летия независимости Казахстана. По словам Дюсембинова, он в ходе того обсуждения задал вопрос вице-министру внутренних дел РК Арыстангани Заппарову вопрос: «Почему вы не освобождаете Арона Атабека и других политических осужденных, используя амнистию?»

Ответ вице-министра был абсолютно стандартным: «У нас нет людей, сидящих в тюрьме за политические взгляды». Однако далее заместитель главы МВД заверил депутатов, что если они предложат такую поправку, её готовы рассмотреть. Какие именно это должны быть поправки, внесут ли их депутаты Мажилиса – пока неизвестно, каких-либо новых сообщений в продолжение того сообщения от 3.09 за прошедшую декаду не появлялось.

В том же материале Махамбет Абжан воспроизводит ответы ещё семи депутатов , представляющих в Мажилисе правящую партию «Нур Отан» и её сателлитов – партии «Ак жол», КНПК и Ассамблею народа Казахстана – и все они так или иначе поддержали идею амнистировать политических осужденных. Конечно, это всего лишь ответы отдельных депутатов на вопросы конкретного журналиста (кстати, сам он в своё время был арестован и осуждён по политическим мотивам), а не какое-либо официальное депутатское заявление.

Зная характер и нравы казахстанских парламентариев, среди которых вот уже который созыв нет ни одного оппозиционного, а есть лишь привластные и провластные, нам приходится толковать непривычно правозащитные заявления как следование отвечавших Абжану депутатов неким конкретным указаниям или абстрактным веяниям из Ак-орды. И очень хорошо, если такие веяния действительно есть, лишь бы они не развеялись бесследно за оставшиеся до главного юбилея страны три с гаком месяца, а отлились бы в конкретные решения.

И даже если «освободительные» заявления ряда депутатов от 3.09 были всего лишь пробным шаром, то и это не так уж плохо – смотря, конечно, по тому, какой результат этой пробы в Ак-орде или в так называемой Библиотеке (традиционные обозначения администраций действующего и бывшего, но не вовсе ушедшего от власти президентов Казахстана) сочтут правильным и в зависимости от этого какое решение примут: освобождать или не освобождать или кого именно.

Пока что каких-либо освободительных веяний в отношении политзэков отнюдь не наблюдается. По подсчётам нашей коллеги Бахытжан Торегожиной, только за три летних месяца 23 активиста запрещённых движений ДВК и «Коше» были осуждены судами разных регионов по одной лишь 405-й статье к лишению или ограничению свободы с запретом любой общественно-политической деятельности. Последняя формулировка из приговоров особенно умилительно сочетается с утверждениями о том, что за политику у нас никого не преследуют.

А уже ранней осенью цифра 23 может разбухнуть в полтора раза, если суд вынесет обвинительный приговор по всё той же 405-й статье сразу 13-ти активистам, посаженных на скамью подсудимых единой группой. Ранее по таким делам привлекали одиночек, редко когда двух-трёх, самое большее четверых или пятерых активистов (известное дело Оксаны Шевчук и трёх других женщин в 2019 году), а теперь вот набрали целую «чертову дюжину».

Не хотелось бы впадать в прикладную нумерологию, но трудно удержаться от совмещения двух цифр 13 – числа подсудимых на вышеупомянутом процессе и сегодняшней даты. Как сообщает та же Бахытжан Торегожина, на понедельник 13 сентября в Туркестанском областном суде назначено рассмотрение ходатайства службы пробации о замене осужденному ранее по 405-й статье к ограничению свободы Сабиту Сыздыкбеку оставшихся 9-ти месяцев срока на реальное заключение.

Следует отметить, что общее число осуждённых по этой самой 405-й статье со времени запрета в 2018 году движения «Демвыбор Казахстан», а в 2020 году созданной вослед ему «Коше партиясы» продолжает расти подобно числу заболевших ковидом и ковидной пневмонией. Радикальным средством избавления от этой полицейско-судебной пандемии была бы отмена обоих печально известных решений Есильского районного суда города Астаны (2018) и Нур-Султана (2020), тем более что юридических оснований для такого пересмотра нашлась бы целая куча. Прямым следствием этого стала бы отмена всех ранее вынесенных приговоров дэвэковцам и кошепартийцам.

Если же это предложение слишком радикально для наших правоприменителей, то вот вам компромиссный вариант: не отменяя формально тех судебных решений, подвести всех ранее осужденных из этого списка под амнистию в честь юбилея независимости РК. Тем более что к чему-то подобному теперь призывают даже некоторые депутаты Мажилиса.