Признать и отречься

30.10.2020

Со времен священной инквизиции и сталинских троек в Казахстане не так уж много чего изменилось, когда дело касается «политических».

Два месяца находится под арестом карагандинец «за участие в “Коше партиясы”». За все это время следователь разве что заставил его признать «знакомство» с Аблязовым и отречься от идей.

Житель Караганды Аскар Нурмаганов – один из тех, кто был взят под арест по обвинениям в участии в деятельности запрещенного районным судом оппозиционного движения «Коше партиясы». В течение двух месяцев он находится под арестом в карагандинском следственном изоляторе. И все это время, как он пишет в своем обращении в адрес Карагандинского филиала Бюро по правам человека, не проводилось каких-либо следственных действий.

«В целом я как и многие граждане, неравнодушные и переживающие за будущее и настоящее страны, упадок экономики, уровень жизни граждан, обнищавших в цвете коронавируса и бесконечных карантинов, стал выходить на митинги с прошлого года 1 мая. За весь период времени пять раз был подвергнут административным арестам от 5 до 15 суток и штрафу 20 МРП за выход на митинг 1 мая 2020 года», – рассказывает он в письме.

Следователь Хасенханов, как указывает арестант, пытается приписать Нурмаганову членство в «Коше партиясы». И под давлением Нурмаганов вынужден был признать, что «знает Аблязова» и сразу же после того, что «отрекается от псевдооппозиционных движеий “Коше” и ДВК».

«В сущности, мы активные граждане Казахстана просто на «Асар» в селе Талапкер собрались вместе и построили дом. Нашему погибшему нынешней зимой другу и патриоту Дулату Агадилу. Вот в этом оказывается вся наша вина, что пошли 24.07.20 на его могилу, почитать Куран, около 200 человек. И это наше «государство – слышащее» посчитало за митинг!» – в отчаянии пишет карагандинец.

19 мая 2020 года Есильский районный суд Нур-Султана удовлетворил требования прокуратуры по запрету деятельности незарегистрированного оппозиционного движения «Көше партиясы», не предоставив не только каких-либо подтверждений экстремиской направленности, но даже самого судебного решения. Однако на этом основании по всей стране полиция и спецслужбы открыли охоту на людей, позиционирующих себя с «Коше партиясы» или высказывающих этому движения симпатии. Особенно сильно силовики ожесточились на участников поминальных мероприятий по скончавшемуся при невыясненных обстоятельствах в столичной полиции гражданского активиста Дулата Агадила. Большинство из участников асара, поминального аса и шествия до могилы Агадила подверглись преследованиям в различной форме.

В настоящее время помимо уже осужденных политических заключенных в следственных изоляторах в ожидании судов пребывает семеро казахстанцев, которым приписывается участие в ДВК либо «Коше партиясы». Еще, как минимум, шесть человек находятся под домашним арестом.