Несмотря на то, что с момента начала вещания служб «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» в Центральной Азии прошло 70 лет, ситуация со свободой слова в этом регионе зачастую близка к катастрофе, а власти теперь уже независимых республик продолжают глушить один из немногих источников правдивой информации.
В Алматы 14 сентября прошел форум независимых медиа, приуроченный к 70-летию работы служб «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» в Центральной Азии.
– Казалось бы, прошло 70 лет. Что изменилось? (…) За вычетом «холодной войны», которая на территории бывшего Советского Союза местами превратилась в горячую войну, все остальные причины для открытия вещания остаются теми же самыми, – подметил в своей приветственной речи узбекский писатель-диссидент Хамид Исмаилов, региональный директор служб по Центральной Азии.
Исполняющий обязанности президента медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) Джеффри Гедмин также говорил об угрозах демократии, либерализму и свободе слова, которые постоянно нависают над регионом Центральной Азии, тогда как военная агрессия России в отношении Украины дала новый «авторитарный импульс» всему региону.
Региональный директор RFERL по Ближнему Востоку Андрес Илвес не преминул отметить «начало закрытия дверей» на пространстве ЦА, когда люди не могут себе позволить читать то, что они хотят, смотреть, что они хотят, а власти блокируют неугодные им интернет-сайты.
Венера Жуматаева, директор радио Азаттык в Кыргызстане, в своей презентации рассказала, что начало «Туркестанской редакции радио Свободы» дали потомки первой волны мигрантов из Советского Союза, а также представители диаспор и диссиденты, оказавшиеся на Западе.
Однако и по настоящее время в Центральной Азии офисы редакций есть только в Казахстане и Кыргызстане (где в июле этого года было отменено решение Министерства культуры о закрытии кыргызской службы Радио Свобода/Азаттык вследствие непонравившегося чиновникам материала). К тому же материалы служб заблокированы во всех странах Центральной Азии, за исключением КР и РК, где применяются точечные блокировки либо применяются другие виды препятствий для доступа к читателям. Чаще всего после расследовательских материалов, как об этом в своей презентации поведал Алишер Сидиков, директор узбекской службы. Независимо от того, что раскопали журналисты в отношении семьи нынешнего президента Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана или бывшего президента Казахстана – режимы меньше всего заинтересованы, чтобы их деяния всплывали наружу.
В свою очередь, Фарух Юсупов, директор Радио Азатлык – Туркменистан, на примере этой тоталитарной страны рассказал, как редакции удается пробиться до читателей в там, где не только сотрудничество со службой RFERL, но даже чтение материалов является преступлением и поводом для преследований.
Однодневный медиафорум завершился панельной дискуссией, модерируемой Касымом Аманжолом, шеф-бюро Радио Азаттык – Казахстан, касательно местной и российской пропаганды в условиях вторжения России в Украину. В начале мероприятия представители Казахстана и Узбекистана поделились тем, что поддержку войне РФ против Украины оказывают до трети казахстанцев (согласно результатам опросов DEMOSCOPE) и до 90 процентов узбекистанцев (в отсутствии возможностей для проведения независимых исследований остается полагаться на свои ощущения). И в этом отношении службы RFERL пытаются выставить заслон потокам лжи и дезинформации.
Наверное, главный итог мероприятия, хорошо это или плохо, в том, что службы «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» для Центральной Азии остаются островками правдивой и объективной информации, и лучший тому пример, что власти республик, как и 70 лет назад продолжают вести борьбу с теми, кто доносит правду.