Около ста человек собрал в Алматы согласованный митинг в защиту свободы слова. Собравшиеся говорили о том, что в стране то ли есть, то ли нет: свободе и цензуре.
28 июня в нашей стране отмечается День казахстанской журналистики, учреждённый в 1997 году (заметим – ровно четверть века назад) в память о принятии 28.06.1991 первого казахстанского закона «О печати и других средствах массовой информации». Тот закон просуществовал всего восемь лет и был заменён новым законом о СМИ, принятым 23.07.1999 и действующим со многими дополнениями по сей день.
В этом году незадолго до Дня прессы наше профильное Министерство информации и общественного развития РК объявило о создании рабочей группы по разработке нового закона о СМИ. Эту инициативу можно было бы только приветствовать, поскольку за последние 23 года в медийной сфере появилось много нового. Однако ставшие недавно известными предварительные тезисы нового законопроекта внушают журналистской общественности и прессозащитным организациям целый ряд опасений на предмет новых утеснений для журналистов и блогеров.
Одновременно с запуском эпопеи по созданию нового закона о СМИ министр информации и общественного развития Аскар Умаров заявил, что оценивает уровень свободы слова в Казахстане на 4,9 из возможных 5 баллов. В подтверждение своей оценки он сказал, что «журналисты имеют возможность свободно задавать вопросы», а «назначенный на 25 июня митинг в Алматы никто не запрещает».
Насчёт весьма абстрактной формулировки о праве журналистов задавать вопросы (кому именно? – судя по всему, властям предержащим) и гораздо более конкретной формулировки о согласовании данного митинга с акиматом Алматы вроде бы не поспоришь. А вот пятибалльную оценку свободы слова в Казахстане буквально в те же дни оспорила международная прессозащитная организация «Репортёры без границ»: в своём ежегодном рейтинге свободы прессы в мире она поставила Казахстан на 122-е место из 193-х возможных (столько в современном мире суверенных государств).
122-е место от «Репортёров без границ» и 4,9 балла от министра Умарова, а также некоторые новации из предварительных тезисов нового законопроекта не раз поминались в выступлениях на журналистском митинге в алматинском парке имени Махатмы Ганди. Организаторами митинга были главный редактор интернет-издания Orda.kz Гульнар Бажкенова и президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева. Их поддержали известные политики Булат Абилов и Мухтар Тайжан, известные журналисты Гульжан Ергалиева, Ардак Букеева, Инга Иманбай – все они выступили с митинговой трибуны.
Гульнар Бажкенова напомнила о том, как целую неделю с 5 по 10 января в стране был полностью заблокирован доступ к Интернету. «Наш митинг за то, чтобы этого никогда больше не было. Мы против цензуры и вынужденной самоцензуры, мы за подлинную свободу слова. Я считаю, что журналисты не только должны освещать проходящие в стране митинги, но и раз в год имеют право сами провести митинг, выйти на эту сцену и заявить о себе», – сказала главный редактор «Орды».
Тамара Калеева продолжила тему цензуры и самоцензуры, перейдя от неё к теме нового закона о СМИ: «Как вы знаете, у нас в Конституции закреплена гарантия свободы слова и запрет на цензуру. Я на днях в одном интервью Юрия Дудя нашла хорошую формулу «Ощущение цензуры». Это когда цензура законом запрещена, но она всё равно ощущается. Мы давно говорим о том, что нам нужен новый закон о СМИ, который убрал бы нелепые ограничения, противоречившие Конституции», – говорит президент фонда «Адил соз».
Она подчеркнула, что нужно добиваться того, чтобы «новый закон о СМИ был приличным, действительно защищал права журналистов, права блогеров, а не ограничивал их. Речь о статусе журналиста – это красивая картинка, на самом же деле если ты не соблюдаёшь Кодекс этики, то не получишь аккредитацию. Они пытаются ввести касты журналистов, что недопустимо, и мы будем добиваться того, чтобы этого не было, – говорит Калеева.
Булат Абилов заявил, что власти забрали у казахстанских граждан право говорить открыто, хотя «по природе человека сначала было слово, и я уверен, что это слово было свободным, и каждый мог говорить открыто и свободно то, что он думает. У нас же это право забрали, и в этом виноваты отчасти и мы сами, когда позволили власти так издеваться над нами тридцать лет. В такой стране живем, но с этим нельзя мириться, с этим нужно бороться», – сказал Абилов.
Он также обратил внимание на журналиста и активиста Демократической партии Ингу Иманбай, которая находилась среди участников митинга. В середине марта её супруг и лидер партии Жанболат Мамай был задержан за «распространение заведомо ложной информации и оскорбление представителей власти», а в начале июня ему предъявили обвинения ещё и в «организации массовых беспорядков» в начале января. Абилов назвал арест Мамая недопустимым явлением. «Этот молодой человек много делает для нашей страны, он не должен находиться в тюрьме, мы должны бороться за то, чтобы Жанболат был на свободе. Нужно, чтобы мы все – журналисты и блогеры, читатели и зрители – были на свободе», – подчеркнул политик.
Сама Инга Иманбай напомнила, что её муж Жанболат Мамай четыре года издавал и редактировал газету «Саяси калам. Трибуна», именно за это был осуждён в 2017 году на четыре года ограничения свободы с запретом на такой же срок заниматься какой-либо журналистской деятельностью. После этого запрета он переключился на политическую деятельность, занявшись созданием Демпартии – и вот теперь он снова в тюрьме, причём половина предъявленных ему обвинений – сугубо политические, а другая половина – сугубо журналистские.
Ардак Букеева указала на отсутствие свободы слова не только в политической журналистике, но и в экономической. Иакже она напомнила о том, что первые независимые телеканалы уничтожили очень рано – ещё зимой 1996-97 годов. «Как видим, в этом деле Казахстан опередил Россию, где Путин начал своё правление с уничтожения в 2001 году телеканала НТВ, а затем приступил к развязыванию агрессивных войн против Грузии в 2008 году и против Украины в 2014 и 2022 годах», – отметила Букеева. По поводу нового закона о СМИ она высказала такое мнение, что «такой закон нам не нужен, потому что он по определению не может оказаться лучше действующего».
На митинге присутствовали журналисты из нескольких регионов страны. Одним из них был издатель и редактор газеты «Сарыагаш инфо» Амангельды Батырбеков, в своё время прошедший через арест и суд по обвинению в клевете на одного местного чиновника. Он подчеркнул, что независимым журналистам в регионах приходится ещё сложнее, чем в больших городах – в глубинке гораздо больше давления и преследования журналистов.
В завершение митинга Гульнар Бажкенова выразила надежду на возможные улучшения прессозащитной ситуации, чтобы нам через год было что отпраздновать в День казахстанской журналистики.