Поздно спохватились

01.02.2021

Когда дело касается «политических» даже прокуратура стремится нарушить казахстанское законодательство и основы здравого смысла. Что уж говорить про другие органы преследования?

21 октября 2020 г. на сайте Бюро по правам человека вышел небольшой материал «Особое отношение» о том, что суд г.Нур-Султан встал на сторону гражданских активистов и вынес решение в их пользу. Суть состояла в том, что четверо (позже обратившиеся в суд) были признаны виновными в соответствии с ч.10 ст.489 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в «участии в деятельности незарегистрированных в установленном законодательством порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена». Во всех случаях речь шла о людях, заподозренных в симпатиях к оппозиционному движению «Коше партиясы», признанному без предоставления судебного решения и доказательств экстремистским.

Согласно ч.2 ст.811 КоАП РК: «в случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности». Привлеченные к административной ответственности по сомнительным обстоятельствам, как бы то ни было, воспользовались законодательно предоставленной возможностью облегчить свою участь.

Четверо фигурантов из оштрафованных на 132 550 тенге, оплатив половину через несколько дней, предоставили квитанцию об оплате инспекторам управления полиции, вынесшим постановления об административном правонарушении. Однако последние, не прекратив производства по делу, потребовали в устном порядке полной оплаты штрафа. Дескать, привлеченное лицо вины своей не признало, тем самым оно лишается права на «скидку». Мало того, инспектора передали дело частному судебному исполнителю, рьяно взявшемуся за выбивание остатка.

В октябре 2020 г. специализированным межрайонным административным судом столицы вынесено три постановления о признании действий сотрудников полиции незаконными в отношении столичных жительниц. В декабре 2020 г. к ним присоединился административный суд г.Актобе по четвертому заявителю. Сроки для обжалования постановления об административном правонарушении восстановлены, теперь инспектор обязан принять оплату 50% штрафа и прекратить производство по делу, несмотря на то, что активистами не была признана вина на допросе.

И кажется, восторжествовала сила закона и разума, да не тут-то было.

В декабре 2020 г. на октябрьские постановления суда поступили апелляционные ходатайства нур-султанской прокуратуры с требованием отменить постановление суда и вынести новое: об отказе в удовлетворении жалобы.

Апелляционное ходатайство прокурора удовлетворено, постановления специализированного межрайонного административного суда г. Нур-Султан отменены и приняты новые, как того и требовала прокуратура.

Давайте разберемся, почему прокурор не прав?

1. Постановление судом было вынесено в октябре, а жалобу сотрудники прокуратуры направили спустя два месяца с момента вынесения постановления, т.е. на вступившее в законную силу. Четко установлено, что постановление может быть пересмотрено путем принесения апелляционного ходатайства прокурором в суд г. Нур-Султан через специализированный административный суд в течение десяти суток с момента получения копии постановления. Какие-либо документы, которые бы подтверждали получение постановления суда сотрудниками прокуратуры позднее начала декабря, в материалах дела отсутствуют (Да и кому это надо? Это же прокурор, подумаешь, сроки), также при рассмотрении поданной жалобы сотрудники прокуратуры отсутствовали.

2. Из ответа Генеральной прокуратуры, следует: «в отношении указанных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.10 ст.489 КоАП, они уплатили штраф в размере 50% от указанной в санкции данной статьи. Данное обстоятельство указывает о согласии с совершенным правонарушением. При этом в силу ч.2 ст.811 КоАП в случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности».

3. На судебном заседании активистки поясняли, что о наличии вышеуказанного права участковые инспектора им не разъясняли, узнали об этом позже от знакомых, и воспользовались правом оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции части 10 статьи 489 КоАП суммы штрафа в течение семи суток, оплатив 50% на четвертые сутки после составления протокола об административном правонарушении.

Специализированным межрайонным административным судом г. Нур-Султан, данный факт установлен и зафиксирован.

В апелляционном ходатайстве прокурор недостоверно указывает сведения по делу в части произведенной уплаты штрафа в полном объеме (в размере 132 550 тенге), что в свою очередь подтверждает поверхностное отношение при изучении материалов дела. Однако же суд г.Нур-Султан своим постановлением доводы прокурора поддержал, удовлетворил апелляционное ходатайство и лишил заявительниц права обжалования.

Прокурор в апелляционном ходатайстве противоречит полученному разъяснению Генеральной прокуратуры, игнорируя установленные сроки подачи апелляционного ходатайства и фальсифицируя факты. На основании данного ходатайства вынесено незаконное постановление суда, нарушающее ряд прав активисток.

Поразившись такому исходу дел, КМБПЧ обратилось в Генеральную прокуратуру, которая в свою очередь ответила, что наши доводы не соответствуют ст. ч.5 ст.851 КоАП (исполнение постановления может привести к тяжким последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан; постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц; постановление нарушает единообразие в толковании норм права). То есть прокуратура лишена правовой возможности опротестования указанного судебного акта. То, что постановление как раз и нарушает единообразие в толковании норм права не замечено уже Генеральной прокуратурой.

Из четырех случаев трое вернулись в первоначальное состояние, ждем, что будет с четвертым делом. Так что, рано мы радовались и у нашей власти нет предела «совершенству» в деле нарушения своих же законов. Хотя, это уже традиция.