• Главная
  • >
  • Политический «глухарь» ожил в Новом Казахстане

Политический «глухарь» ожил в Новом Казахстане

26.05.2022

В Алматы заглохшее дело по нападению толпы агрессивных дам на пресс-центр Бюро по правам человека в 2019 году реанимировано стараниями адвоката Инары Масановой.

«У меня засигналил смартфон. – Кто говорит? – РОП» Это произошло в последний день прошлой рабочей недели, а именно 19 мая, с двумя моими коллегами по работе в информационно-мониторинговом центре КМБПЧ Дмитрием Тихоновым и Андреем Гришиным. В тот день им обоим пришли сообщения (одному по телефону, другому по Ватсапу) из районного отдела полиции (РОПа) при Ауэзовском районном управлении полиции (РУПе) с вызовом на допрос – одного в качестве потерпевшего, другого в качестве свидетеля. Допрос решили провести в выходной день 20 мая (наша полиция иногда работает даже без выходных), а предметом разговора оказались события без двух месяцев трёхгодичной давности, а именно 22 июля 2019 года.

Политический дебош у дверей правозащитного пресс-центра

В тот летний день в пресс-центре Бюро по правам человека была назначена пресс-конференция адвоката Галыма Нурпеисова и матери политической активистки Оксаны Шевчук, находившейся тогда вместе с тремя соратницами в алматинском СИЗО по обвинению в поддержке запрещённого движения ДВК. За несколько минут до начала пресс-конференции у дверей пресс-центра обозначилась группа агрессивно настроенных женщин, которые напали сначала на спикеров, а потом и на сотрудников Бюро, пытавшихся остановить творящееся безобразие. Также нападению поверглись пришедшие освещать пресс-конференцию журналисты радио «Азаттык», информагентства КазТАГ и телеканала «Алматы». Нападавшие набросились на репортёра «Азаттыка» Нургуль Тапаеву, ударили ее и видеооператора Токмолду Кусаинова, выхватили у него из рук и разбили видеокамеру. Техники лишились и журналисты КазТАГ и канала «Алматы».

Вызванная к месту происшествия полиция прибыла с большим опозданием, когда участницы нападения уже покидали здание, в котором расположены Бюро и его пресс-центр. Одну из них полицейские задержали, но вскоре отпустили без предъявления каких-либо обвинений, личности же остальных так и остались неустановленными, несмотря на наличие кадров с камер видеонаблюдения и сохранившихся записей журналистов. У всех пострадавших и многих свидетелей были взяты показания, было возбуждено уголовное дело, однако следственные действия по нему сразу же сошли на нет. И это несмотря на большой общественный резонанс, в том числе и международный, когда представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Арлем Дезир и международная организация «Репортёры без границ» призвали власти Казахстана тщательно расследовать происшедшее, установить виновных в нападении и судить их по действующим в Казахстане законам.

Год за годом – отказ за отказом, но теперь вдруг что-то щёлкнуло

Интересы сотрудников КМБПЧ, признанных потерпевшими по этому уголовному делу, представляет адвокат Инара Масанова. На протяжении прошедших с тех пор без малого трёх лет она написала не менее двадцати жалоб на бездействие следователей.

– После того, как следствие по этому уголовному делу было приостановлено «в связи с невозможностью установления лица, которое подлежит к привлечению уголовной ответственности», я подавала жалобы в Департамент полиции Алматы, в МВД РК и в Генеральную прокуратуру, в ответ получала лишь отписки. Последний раз я обращалась в прокуратуру две недели назад, после чего мне ответили, что 17 мая прокуратура Ауэзовского района возобновила данное уголовное дело, – рассказала Инара Масанова.

Побывавшие 20 мая на допросе в Ауэзовском РОПе потерпевший Дмитрий Тихонов и свидетель Андрей Гришин рассказывают, что новый следователь задал им практически те же вопросы, что и его предшественник в 2019 году.

 По сути мы могли лишь повторить свои прежние показания, – говорит Андрей Гришин.

Нам же остаётся лишь ожидать, когда новые следователь освежит показания других потерпевших и свидетелей, после чего он сам или следственная группа, если таковая будет создана, займётся тем, чего не стали заниматься их предшественники в 2019 году, а именно выявлением подозреваемых и возможных заказчиков нападения на пресс-центр правозащитной организации. Другое дело, что нити того инцидента могут привести не вовне, а вглубь так называемых коридоров власти, в которых могли гнездиться любители использовать в борьбе с политической оппозицией наряду с откровенными политрепрессиями ещё и так называемых титушек. Так на просторах СНГ приято называть условно независимых от полиции или спецслужб сторонников действующей власти, не связанных никакими служебными правилами, если им выдан карт-бланш прессовать «врагов режима» любыми методами.

В политической истории Казахстана таких проявлений можно вспомнить не так уж мало. И было бы очень хорошо, если бы в Новом Казахстане власть наконец отказалась бы от политических репрессий (к сожалению, они никуда не делись, и мы обязательно поговорим об этом на следующей недели в преддверии казахстанского Дня памяти жертв политических репрессий), а тем более от услуг титушек. Добрым знаком в этом плане могло бы стать выявление и наказание участников одного из самых нашумевших эпизодов «титушизма», каким при желании можно считать те давние события в пресс-центре Бюро.