Под носом у президента

04.08.2023

В Казахстане возникла частная судебная система, ничем не лучше государственной.

3 августа в Алматы состоялась пресс-конференция по вопросам деятельности частных судебных исполнителей (ЧСИ), которую спикеры оценивают как средоточие произвола и беззакония, в связи с чем требуют отмены этого института и возвращения судебно-исполнительных функций государству.

Непосредственным информационным поводом для разговора на эту тему послужили события в микрорайоне «Акбулак», где известный уже многим алматинцам частный судебный исполнитель Алмасбек Елтоков с помощью полицейских проводит выселение Анаид Демирчян из её дома по не ещё вступившему в силу решению суда. Об этом говорила на пресс-конференции сама Анаид и поддерживающие её борьбу против выселения юрист Сергей Ли и политолог Тимур Иксанов, а также активисты общественного движения «За справедливость» Ильшат Кензин и Нелли Филимонова.

Сложившееся в данной сфере положение и его главную проблему Ильшат Кензин обозначил так: в Казахстане рядом с государственной судебной системой образовалась частная судебная система, заточенная исключительно на личный материальный интерес частных судебных исполнителей, работающих не за зарплату от государства, а за долю от оспариваемого имущества, предложенную истцом-нанимателем. Такая заинтересованность порождает у частных судебных исполнителей явно чрезмерное рвение и дополнительные нарушения требований законодательства. Со своей стороны жертвы такого натиска, выселяемые из своего единственного жилья или лишаемые иного имущества то и дело срываются на насильственные действия, результатом чего становятся убийства и самоубийства втянутых в эти тяжбы людей.

Во многих таких сюжетах истцом-взыскателем долга и нанимателем частного судоисполнителя выступают частные банки, – говорит юридический консультант Сергей Ли. – При этом государство в лице финансовых и налоговых органов, полиции, прокуратуры и судов всегда оказывается на их стороне, а простой человек, заёмщик-одиночка остаётся наедине с отлаженной системой. В то же время банки активно злоупотребляют своим преимуществом, вынуждая заёмщиков подписывать договоры об обеспечении взятых кредитов непомерными долговыми обязательствами, включая заклад единственного жилища, стоимость которого должна превышать размеры кредита. В совокупности эти действия очень напоминают рейдерский захват.

Спикер призвал казахстанские власти обратить наконец внимание на беззакония и произвол в данной сфере, провести необходимые проверки с открытой публикацией их результатов и привлечь виновных к ответственности, а пока что приостановить все исполнительные действия по выселениям и взысканиям долгов.

Анаид Демирчян адресовала своё обращение к президенту страны как к гаранту прав и свобод её граждан, призвав его положить конец беспределу, творимому банками, судами и прокуратурой, частными судоисполнителями и полицейскими. Она привела примеры царящей в этой сфере хаоса, когда прокурор южной столицы Журектаев в присутствии своих подчинённых на личном приёме 13 июля заверил её, что никакого выселения не будет, пока её дело не пройдёт все судебные инстанции, а 28 июля частный судоисполнитель Елтоков с полицией и прочими городскими службами приходит выселять её с несовершеннолетним ребёнком и недееспособной матерью из их дома.

Аналогичное обещание женщина получила 12 июля на приёме у руководителя городского департамента юстиции Кисекбаева, причём здесь был назван срок до 13 сентября, на протяжении каковых двух месяцев исполнительных действий предприниматься не будет. Почему же тогда эти обещания не возымели никакого действия на частного судоисполнителя Елтокова и где вообще искать на него управу? – вопрошает Анаид Демирчян.

Нелли Филимонова рассказал свою историю, связанную с убийством её взрослого сына в 2010 году и безуспешными попытками добиться справедливого наказания его убийцы на протяжении всех этих лет. С работой судебного исполнителя женщина столкнулась в несколько ином плане, нежели жертвы выселений и взысканий: взыскать должны были не с неё, а в её пользу с осуждённого за убийство, однако сделано этого так и не было ни в 2012 году, когда был вынесен соответствующий приговор суда, ни в последующие годы. Другой судоисполнитель принудительно вселял в её квартиру человека, в пользу которого суд присудил одну третью часть наследства сына Филимоновой.

Нелли Филимонова призвала всех, кто пострадал от несправедливых решений и действий власть предержащих и годами пытается добиться справедливости, объединиться для защиты своих интересов.

Политолог Тимур Иксанов охарактеризовал существующую в Казахстане судебную систему как тяжело больную всеми мыслимыми болезнями. В отношении сталкивающихся с нею простых казахстанцев она проявляет себя как необъективная, несправедливая и незаконная. Институт же частных судебных исполнителей гуще всего сконцентрировал в себе эти пороки казахстанской системы в целом. Эта система глубоко поражена коррупцией, судейские должности продаются и покупаются. Менталитет начальства остаётся по сути своей феодальным.

Иксанов видит главный конфликт «нового Казахстана» в том, что президент Токаев, будучи человеком ХХI века, унаследовал от президента Назарбаева как человека ХХ века сформированную им систему, большинство служителе которой являются по своему менталитету людьми не модерна или постмодерна, а глубокой архаики. Что с этим делать и можно ли с этим что-либо сделать – этого Токаев, по мнению Иксанова, попросту не знает, как не знает этого и сам политолог. Однако же в правительстве, явно пользуясь неведением президента Токаева, постоянно принимаются решения, усиливающие возможности и полномочия ЧСИ на беду многих казахстанцев, не облеченных деньгами, полномочиями и связями.

На этой высокой, но безнадёжно грустной ноте сегодняшний разговор завершился, но его участники намерены вернуться к нему ещё раз, а пока намерены следить за незаконными действиями служителей системы, предавать их гласности и по мере сил добиваться восстановления справедливости в отношении жертв произвола.