Эко-активистов Николая Катчиева и Александру Назаренко из поселка Бестобе Акмолинской области обвиняют в разжигании социальной розни и самоуправстве. Им грозит до 10 лет лишения свободы.
С 1930-х годов в Бестобе, благодаря усилиям молодого советского государства, началась добыча золота. После этого последовало улучшение благосостояния его жителей, для которых сроились дома, школы, стадион, а в самом поселке даже было проведено центральное отопление.
Ситуация решительно изменилась с распадом Советского Союза – поселок начал «загибаться». В 2022 году Бестобе уже никто не назовет «приятным» местом: поселок стал напоминать, скорее, украинский Припять только без радиации. Двухэтажные дома, правившего еще недавно городом рабочего класса опустели, спортивные снаряды стадиона заржавели, отапливавшая поселок котельная перестала выполнять свои функции и начала разрушаться.
См. https://www.youtube.com/watch?v=yIwVji_S2Aw
Несмотря на это, шахты и фабрику удалось сохранить, а новым собственником стало Акционерное общество «ГМК Казахалтын», которое по некоторым данным связано с известными казахстанскими олигархами.
В 2018 году на въезде в поселок открывается вторая фабрика, на которой золото добывают уже не напрямую из добытой из шахты руды, а из техногенных минеральных образований (ТМО), которые представляет из себя остатки ранее использованной руды. Внешне ТМО представляет из себя пыль, содержащую некоторое количество золота и минералов.
По словам самого Николая, вторая фабрика находится в непосредственной близости от жилых строений поселка, а пыль для этой фабрики везли в открытых кузовах через поселок. В результате этого, степная равнина Акмолинской области разносила ветрами эту самую «минеральную» пыль прямиком на поселок.
Жители были возмущены сложившейся в поселке экологической ситуацией и 1 июня 2020 года распоряжением акима Степногорска создали рабочую группу из числа жителей поселка Бестобе, сотрудников АО «ГМК Казахалтын» и ТОО «Казахалтын Technology». Цель данной группы – взаимодействие между жителя поселка и группой компаний Казахалтын. В эту структуру вошли помимо прочих и Катчиев с Назаренко.
Важно заметить, что Николай Катчиев писал множество обращений в адрес государственных органов об экологической ситуации в поселке с просьбами разобраться, однако все они оказались безрезультатными. Одновременно с этим Катчиевым был создан Youtube канал «Бестобе, борьба за жизнь», на котором он выкладывал ролики, рассказывающие о проблемах поселка, загрязнении воздуха из-за фабрики ТОО «Казахалтын Technology» и призывал жителей поселка участвовать в мероприятиях по обсуждению данных проблем.
В мае 2021 жители поселка и участники рабочей группы собрались с требованиями остановить деятельность «пыльной» фабрики. Проводили встречи с акимом Степногорска и руководством ТОО «Казахалтын Technology», в результате чего фабрика была остановлена по решению руководства самой компании.
Однако, позже руководство ТОО «Казахалтын Technology» обратилось в полицию Акмолинской области, после чего последовало расследование деятельности Катчиева и Назаренко.
Прошедшее досудебное расследование пришло к выводам, что Катчиев боролся за экологию лишь «с целью дестабилизировать политическую, экономическую и социальную обстановку в поселке Бестобе», а его выступления явились «распространением ложных сведений о работе ТОО «Казахалтын Technology».
Кроме того, прокурор указал, что Катчиев призывал жителей поселка на «активные действия» в случае, если ТОО «Казахалтын Technology» не остановит фабрику. Однако, никаких сведений о том, что под этим подразумевается, представлено не было.
Весьма интересным стал тот факт, что одним из доводов следствия в виновности Катчиева послужило то, что действия Катчиева поддержал Мухтарм Аблязов – лидером движения Демократический выбор Казахстана, запрещенного по сомнительным основаниям на территории Республики Казахстан. При этом ни о какой связи между Катчиевым и Аблязовым следствие не говорит, а в вину ставится лишь то, что Катчиев выложил ролик с Аблязовым, который высказывал слова поддержки.
О статье 174 Уголовного кодекса.
Как мы понимаем, для разжигания социальной розни необходимо как минимум две разные группы, между которыми возбуждается вражда. В данном деле следствие посчитало, что этими группами являются жители поселка – с одной стороны, и работники ТОО «Казахалтын Technology» – с другой, при этом важно заметить, что нет никаких сведений о столкновениях или иной агрессии жителей и работников ТОО «Казахалтын Technology».
На наш взгляд важно понимать особенности инкриминируемой Катчиеву и Назаренко статьи 174 УК РК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Катчиева и Назаренко при этом обвиняют именно в разжигании розни социальной, но что такое социальная рознь?
К примеру, в тексте Уголовного кодекса 1997 года была схожая статья за номером 164 «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». В своем научном комментарии к данной статье известный отечественный юрист И.Ш. Борчашвили указывал, что под возбуждением социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды или розни понимается попытка создать конфликты между гражданами разных национальностей, родов, рас или конфессий, которые могут сопровождаться агрессивными выпадами, физической расправой или угрозой таковой, уничтожением или повреждением имущества и т.п., либо изоляцией, отчуждением, ограничением в правах, льготах, преимуществах т.п.
Под социальным равноправием Борчашвили понимал прежде всего равенство перед законом независимо от положения людей, классов и социальных групп, а также уважение личности, создание условий для ее всестороннего развития.
Исходя из этого, перед судом, на наш взгляд, встанет серьезный вопрос о том, являются ли действия Катчиева и Назаренко, которые призывали прекратить деятельность фабрики, которая, по их мнению, вредит экологии их поселка и добились этого без каких-либо агрессивных действий, разжиганием социальной розни, т.е. призывом к конфликту с работниками фабрики? Или же их действия являются правомерными способами выражения своего мнения, в том числе об экологической обстановке и реализации права на мирные собрания граждан?
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гласит:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Также Всеобщая декларация прав человека закрепляет за каждым право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
На данный момент дело находится на судебном рассмотрении в Степногорском городском суде и за его ходом наблюдают представители Бюро по правам человека.