Жертву пыток признали потерпевшим, но судят его самого и по другому делу, а не тех следователей, на кого он жаловался.
В головной офис Бюро по правам человека в Алматы обратилась Зарина Машрапова с жалобой на пытки в отношении своего мужа Фархаджана Эркинбаева, который сейчас является одновременно подсудимым по делу о мошенничестве, и потерпевшим по делу о пытках в Департаменте полиции Алматы.
Полицейские задержали Фархаджана (гражданина Кыргызстана) 29 марта, а уже на следующий день его допрашивали в Департаменте полиции Алматы, где ему предъявили заявление от одного из его знакомых о том, что Эркинбаев якобы должен ему 140 тысяч долларов. При этом следователи открытым текстом сказали Эркинбаеву, что им нужен не он сам, а друг его семьи Ердын Алимкулов и показания против него в качестве секретного свидетеля в обмен на прекращение уголовного дела.
Первый же допрос Эркинбаева проходил таким образом, что после возвращения его из департамента в изолятор временного содержания к нему пришлось вызывать скорую помощь. По словам жены задержанного, когда администрация ИВС вернула ей личные вещи мужа, среди них были окровавленное полотенце и разорванные носки. Когда же Зарине впервые разрешили встретиться с Фархаджаном в кабинете следователя, она увидела своего мужа в крайне болезненном состоянии, но на вопросы жены о причинах такого состояния он не мог ничего ответить, потому что рядом с ним сидели два сотрудника полиции, которые неотрывно бдили, чтобы он не сказал ей чего лишнего.
В дальнейшем Зарине удалось добиться свидания с мужем наедине, когда он уже находился в следственном изоляторе. Фархаджан рассказал о том, что на допросах его избивали, добиваясь показаний против Алимкулова. В результате избиений у него обострилась язва желудка, при дефекации текла кровь, по поводу чего он обращался в медсанчасть СИЗО, но в медицинской помощи ему отказали под предлогом того, что он является гражданином другой страны. Хотя этот факт никак не может быть законным поводом для отказа в предоставлении медпомощи в Казахстане.
По словам Зарины Машраповой, в ходе многомесячного следствия по делу Еркинбаева происходило много интересного. Был, например, такой момент, когда следователь пригласил к себе защитника Еркинбаева – адвоката Евгения Сартина и прямо спросил его: намерен ли ваш подзащитный сотрудничать с органами следствия и дать требуемые показания на Алимкулова? Адвокат ответил на этот вопрос-ультиматум отрицательно: ни на какой оговор других лиц или самооговор его подзащитный не пойдёт.
Те же следователи пытались оказывать давление (объективности ради отметим – всё-таки без физического насилия) на жену своего подследственного. Один из следователей пригласил Зарину в свой кабинет, обещая устроить там встречу с ей мужем, но когда она пришла, он сказал, что позволит ей увидеть Фархаджана только в том случае, если она возьмется уговорить его сделать то, что им нужно: то есть склонить его к оговору Алимкулова или самооговору. От этого предложения Зарина отказалась и мужа так и не увидела, но будучи выставлена в коридор и сидя у дверей кабинета другого следователя, отчётливо слышала из-за двери, как на её мужа орут, оскорбляют его и угрожают ему неприятностями не только для него самого, но и для его жены и их шестерых детей.
Из всех рассказанных Зариной Машраповой эпизодов пятимесячного следствия по делу ее мужа один эпизод вызывал у нас наибольше удивление с процедурной стороны, в то время как в плане подтверждения обвинений в адрес недобросовестных следователей этот материал выглядит наиболее весомым. Речь идёт о том, как в один из моментов следствия Фархаджану Еркинбаеву каким-то образом даже удалось заполучить аудиозапись шестичасового разговора со следователем, где тот добивался от него показаний на Алимкулова, угрожая в случае отказа посадить сразу по трём статьям и обещая в случае согласия снять все обвинения и выпустить на свободу вчистую.
Флешка с этой аудиозаписью была передана адвокатам Эркинбаева и приложена ими к поданной от имени их подзащитного жалобе на пытки. По этой жалобе прокуратура Алмалинского района города Алматы возбудила уголовное дело против двух сотрудников полиции, однако за три месяца после возбуждения дела их даже не отстранили от работы. Составленный ими обвинительный акт на Еркинбаева был утверждён той же прокуратурой и передан в суд.
Сейчас в Межрайонном суде по уголовным делам города Алматы слушается дело Эркинбаева как подсудимого, а в следственном управлении Антикора расследуется дело двух его следователей Дастанова и Жакупова, по которому их бывший подследственный является потерпевшим. Это расследование длится уже три месяца, но какой-либо информации о его результатах у жены и адвоката Эркинбаева пока что нет.
Судебный же процесс по делу Эркинбаева проходит, как и положено у нас, с обвинительным уклоном: судья отвергает все ходатайства адвокатов подсудимого, зато позволяет адвокату потерпевшего кричать на подсудимого и угрожать ему. Дошло даже до того, что сам судья затыкал рот подсудимому, угрожая ему применением электрошокера, чтобы не слушать его возражений. Эти вопиющие факты отражены в жалобах Эркинбаева и его адвокатов, адресованных руководству межрайонного и городского судов, но какой-либо проверки по ним до сих пор не проводилось, рассказывает Зарина Машрапова.